Петербургский театральный журнал
16+

ХРОНИКА

САРОВ: ТЕАТР В «ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ»

Для того чтобы понять место нашего театра в истории уникального города, необходимо чуть-чуть заглянуть в историю его возникновения, совсем недавнего прошлого, хранившуюся под индексами «Совершенно секретно» или даже «ОВ» — особой важности.

Май 1945 года. Потсдамская конференция. Трумэн намекает Сталину о создании в США сверхмощного оружия. Сталин даёт задание форсировать атомный проект. Местом для проведения экспериментов, создания мощных энергетических установок, где бы можно было начать создание научного и производственного комплекса, стал посёлок Саров. Здесь некогда был монастырь, известный всему миру благодаря Серафиму Саровскому.

В 1947 году начались интенсивные работы по строительству города, куда уже привозили учёных и специалистов всех уровней. В лесу прокладывались дороги, строились улицы, возводились корпуса новых уникальных лабораторий и промышленных зданий. Отбор специалистов был строгим. Профессионализм и абсолютно «чистая» анкета. (До 1951 года из города нельзя было уезжать даже в отпуск.)

…Человека вызывали в Особый отдел. Интересы Родины, говорили ему, требуют, чтобы он поехал на работу в один из городов. На естественный вопрос: «Куда?» — шёл уклончивый ответ: «На месте разберётесь» или «недалеко от Москвы». …Самолёт снижался, и человек видел многокилометровую колючую проволоку. Встречали сухо, вежливо. Мрачную картину прибытия вечером дополняли колонны заключённых, сопровождаемые автоматчиками и овчарками.

В России ко всему привыкают быстро. Вскоре шок проходил и возникала совершенно неожиданная профессиональная проблема. Требовалось создать театр, который бы посещали великие учёные (в городе работали А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович — десятки людей, чьи имена сегодня известны всему миру) — люди высочайшей культуры, ироничные, воспитанные в хороших литературных и театральных традициях.

Театр был открыл в 1948 году, в переоборудованном здании монастыря. Главным режиссёром был приглашён из Малого театра В. Н. Берне. Первыми спектаклями стали «Трактирщица» К. Гольдони и «Роковое наследство» Л. Шейнина. Спектакли показывались бесплатно.

Шли годы. В 1956 году театр был реорганизован: теперь в нём работали две труппы — драматическая и оперетта. С послаблением режима появилась возможность гастролей под именем Горьковского областного театра и участие в конкурсах и фестивалях.

Годы перестройки потрясли до основания могучий коллектив Научно-исследовательского института экспериментальной физики. Не спас его от кризиса и статус Федерального Ядерного центра, присвоенный после посещения города Президента Ельцина. Дело не в отсутствии чёткой военной доктрины или нерегулярном получении зарплат, а в тяжёлом ощущении непричастности к Высокой Миссии, которой ранее служило всё.

Нелёгкие времена переживал и театр. Только в последние годы он вновь окреп. Коллектив возглавил назначенный директором Заслуженный артист Борис Меликджанов. Сегодня в афише — 14 названий, в основном классического репертуара. Формируется он по гоголевскому принципу: «Долг театра — примирять с жизнью», и театр вновь со своей публикой, так что и не всегда в него можно попасть. И давно забытое «нет ли лишнего билетика» — снова стало реальностью.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.