«Подлинная история Красной Шапочки». Театр балета Андрея Кузнецова.
Постановка Андрея Кузнецова
Из всех театральных премьер балетные — самые редкие. А если это комический балет, и к тому же оригинальная постановка — явление поистине исключительное.
Сказка, известная с детства каждому, обрела несколько иной оборот — на то она и «подлинная история» (либретто А. Кузнецова и Ю. Харикова). Вместо Матушки с пирожками появился Папаша, озабоченный устройством трёх своих дочерей. В результате двое старших получают в мужья друзей-охотников, а младшей — Шапочке — достаётся таинственный Маркиз, он же Волк. Как полагается в сказке, здесь всё — весело, и всё — серьёзно. Спектакль развивается по законам «большого балета»: три акта в 4-х картинах с увертюрой, пантомима, па-де-де героев, вставное па-де-труа корифеев, характерные и деми-характерные танцы, финал с дивертисментом, гран па и апофеозом — форма соблюдена полностью. Балет-пародия? Вот Шапочка грудью закрывает героя от пуль охотников — настоящая Жизель. А вот вздевает руки над телом Волка-Маркиза — как Китри над Базилем. А свадьба — она свадьба и есть: что у Авроры, что у Шапочки — торжественный зал, гости по стенам, в правом, почётном углу, величественная Бабушка, одна заменяющая собой королевскую чету.
И всё-таки, думается, у хореографа не было цели сделать пародию. Скорее, это — комедийный балет. Безошибочен выбор исполнителей главных партий: Маргарита Куллик и Владимир Ким — непревзойдённые мастера этого жанра. (На сцене Мариинского театра они блестяще выступали в премьерных спектаклях «Тщетной предосторожности» в постановке Олега Виноградова.)
Артисты предельно естественны в сказочных обстоятельствах. Очаровательна, шаловлива, отважна и мила Шапочка — Куллик. Блистателен Ким, на долю которого выпал самый сказочный и загадочный персонаж — Маркиз-Волк. Он получил и самое интересное хореографическое решение. На протяжении всего спектакля артист прекрасно передаёт необычную пластику Маркиза-Волка, но высшей точкой всё-таки становятся вариации финального па-де-де, когда изящная фигура танцовщика буквально парит над сценой.
Каждый персонаж имеет своё хореографическое «лицо»: есть герои классические и характерные, есть и Бабушка, которую по давней традиции исполняет, конечно, мужчина (Игорь Хохлов).
Музыкальность — самая сильная сторона хореографии Андрея Кузнецова. У него нет пустых, проходных жестов, поэтому особенно жаль, когда что-то мешает восприятию. В первую очередь, это касается костюмов Папаши, Сестёр и Охотников (художник Юрий Хариков). Понятна идея показать близость персонажей природе, сделать их как бы частью леса, но интересные сами по себе костюмы, не учитывая специфику балетной сцены, превратили фигуры танцовщиков в бесформенную массу, нарушили пластику.
Удачей художника стали оригинальные надувные декорации, выполненные с применением лоскутной техники. При единстве стиля оформления они позволили создать четыре различных по настроению картины и передать атмосферу сказочности.
Комментарии (0)