Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

НОВОЕ ЧТЕНИЕ

«НОВАЯ ДРАМА» В РОССИИ: КРАТКИЙ ЭКСКУРС В НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ И ЭСКИЗ НАСТОЯЩЕГО

С тем, что сегодня называется «новой драмой» в России, — полная неразбериха. Во-первых, этот термин позаимствован у эстетически цельного художественного направления в драматургии конца XIX — начала XX века. И между двумя далекими по времени и идеалам направлениями есть частные сходства, в том числе, скажем, стремление писать пьесы об определенных социальных группах общества и поднимать социальные проблемы (так было в европейской «новой драме», унаследовавшей интерес к социальному от натурализма). Нынешний бренд «новая драма» не претендует на оригинальность названия — удобная и отражающая разнообразие авторских стилей формулировка пригодилась сегодня. Но, безусловно, эта «новая драма», которая началась с предпринятых драматургами усилий лет пятнадцать назад, на наших глазах оформляется если не в художественно целостное направление, то в движение конкретных, но очень разных драматургов, режиссеров, актеров, а также поэтов, кинематографистов и фестивальных менеджеров, которыми руководит, в общем, схожее устремление.

Почему неразбериха? Потому что «Новая драма» — это название фестиваля, а еще — сообщества в «живом журнале», а еще — театра Марины Оленевой в Перми, а еще — название интернет-сайта петербургского сообщества «Домик драматурга». Все перечисленное, как нетрудно догадаться, — разные вещи. «Новая драма» как явление настолько же шире и разнообразней одноименного фестиваля, насколько российский театр шире и разнообразней фестиваля «Золотая маска». На фестивале «Новая драма» показывали спектакли очень разных драматургов — от Надежды Птушкиной до Клима, и всегда критика выставляла «гамбургский счет» фестивалю — почему Птушкина? Почему Клим? В результате Клим приезжает на фестиваль и в 2007 году, чтобы участвовать в дискуссиях и делать читку самого себя, а про спектакли Птушкиной больше никто и не заикается. Но это фестиваль — дело, как правило, зависящее от вкусов конкретных отборщиков, которые на «Новой драме» меняются каждые два года.

Фото А. Усикова

Фото А. Усикова

А движение «новая драма» — по-прежнему темный лес, в котором только начинают разбираться на научно-практических конференциях в городе Тольятти, Казани и т. д. К «новой драме» причисляют бесчисленных графоманов и лохов от «вербатима», но отказывают ей в заметных и важных для современного театра текстах — таких, как «Июль» Ивана Вырыпаева. То есть тех текстах, которые помогают «новой драме» оставаться движением. Вот, пожалуй, ключ к пониманию того, почему в обзоре выбраны те, а не иные точки существования современной пьесы и театра современной пьесы на карте сегодняшней театральной России. Современной пьесой много занимаются, многие — безуспешно, многому театр сопротивляется, много есть мусора. И тут надо просто отделять гипертрофированный интерес к «новой драме» людей, которые не всегда талантливы, но активны, от тех пьес, имен, спектаклей и фильмов, из которых складывается реальная история современного российского театра.

А поскольку эти имена, пьесы и спектакли есть, то есть и предмет для разговора. Более того, скажу страшное: это и есть едва ли не самый интересный предмет для разговора сегодня. И не в узкой компании маргиналов, а в широком общекультурном пространстве. Это давно поняли кинематографисты, поняли художники и даже балетные критики: «Главные авангардисты Европы не чураются злободневности и все равно умудряются рассказать о главном. Русские же хореавторы с ужасом открещиваются от одной мысли изобразить сегодняшнюю жизнь, полагая, что их внутренний мир куда значительнее. И пока отечественные хореографы барахтаются в своих душевных и телесных колебаниях, на площади современности они смогут выстроить разве что обочинный бордюрчик»*. Стоит добавить, что практически все, что есть удачного (удачного, повторюсь, а не всяких оттенков серого) в данной проблематике на современной российской сцене (кроме разве что Дмитрия Чернякова, работающего с этой действительностью в опере), сделано руками «новодрамовских» драматургов.

* Кузнецова Т. Мастера на все ноги: D’Avant на сцене «Школы драматического искусства» // КоммерсантЪ. 2008. 13 марта.

Попробуем обозначить вехи истории «новой драмы». Речь не столько про эстетику, сколько про институты, которые делают «новую драму» движением. Картина слагается из семинаров, драматургических премий и конкурсов, театров современной пьесы, которые формируют сегодняшнюю «новую драму». В послесловии — некоторые семинары, конкурсы и премии, которые также занимаются современной пьесой, но не являются для «новой драмы» формообразующими.

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Основан в 1989 году.

Когда-то его придумали драматурги Виктор Славкин, Алексей Казанцев, Михаил Рощин, Владимир Гуркин, критики Инна Громова и Юрий Рыбаков, работник Министерства культуры Маргарита Светлакова. «Любимовка» была уникальным опытом самодельного бескорыстного менеджмента драматургов того еще, старшего поколения. Ее основатели никак не использовали фестиваль для показа собственных пьес — давали трибуну молодым. В 90-х годах здесь показывали в читках свои первые пьесы Алексей Слаповский, Мария Арбатова, Александр Железцов. С 2000 года организационную эстафету приняли драматурги Елена Гремина, Михаил Угаров, Ольга Михайлова, недавно в дирекцию фестиваля вошла критик Елена Ковальская.

Здесь впервые были прочитаны пьесы братьев Пресняковых, Василия Сигарева, Елены Исаевой, Ксении Драгунской, Максима Курочкина. Здесь Кирилл Серебренников, только приехавший из Ростова-на-Дону, познакомился с сигаревским «Пластилином» и вскоре поставил спектакль в Центре драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.

Чуть позже Серебренников поставил и Пресняковых — сначала «Терроризм», потом — «Изображая жертву». Оба — в МХТ им. А. П. Чехова.

Из плодов «Любимовки» — режиссерский дебют Ольги Субботиной, поставившей в Дебют-центре «Двое поменьше» — пьесу приехавшей из Новосибирска Екатерины Нарши.

На «Любимовке» же впервые появилась Ольга Мухина, чью «Таню-Таню» поставили на курсе Петра Фоменко и с которой началась слава Мухиной-драматурга. Вскоре после московской «Таню-Таню» поставил в петербургском Театре Сатиры Владимир Туманов.

Когда выросшее в «Любимовке» поколение присоединилось к руководству — оно переняло альтруистическую традицию «драматурги помогают драматургам». Еще одна особенность «Любимовки» — при некоторых общих чертах «любимовских» пьес, критерии их отбора на фестиваль несколько шире, чем подсказывают разум и вкус. «На каждом фестивале должна быть гениальная пьеса, должны быть хорошие, обычные — а одна пьеса должна быть ужасная!» — говорил Виктор Славкин. Но эта же готовность дать слово дикому и запредельному графоману с ужасной пьесой перетекает в открытость «Любимовки» пьесам резким и острым. Так «Пластилин» прошел отбор у Славкина, Казанцева, Гуркина, Алексей Казанцев пошел на постановку пьесы в своем театре. Альтруизм организаторов и участников и готовность к неудобным пьесам — два ключа к успеху «Любимовки» и пример для всей будущей «новой драмы». Все хорошее получалось именно так. Там, где ждали денег от зрителей или государства, или замыкали проект на собственное продвижение, или слишком верили в свою экспертную непогрешимость, — от драматургических инициатив оставались безымянные могилы. Альтруизм Коляды в продвижении своих учеников, толерантность Вадима Леванова к совершенно непохожим на него молодым тольяттинским драматургам — благодаря этому состоялись их проекты.

«Дебют-центр» при московском Доме Актера. Основан в 1996 году.

Первый собственный театр драматургов — участников «Любимовки». Не прижился при МХАТе им. Чехова, зато прижился в Центральном Доме Актера им. Яблочкиной. Одним из сотрудников был Максим Курочкин, который за пьесу «Стальова воля» получил «Антибукера» и которому скоро заказали пьесы Олег Меньшиков («Кухня») и Анастасия Вертинская («Имаго»). Здесь впервые были поставлены пьесы Елены Исаевой, Сергея Носова, Екатерины Нарши.

Первым спектаклем «Дебют-центра» стала «Сахалинская жена», спектакль Гарольда Стрелкова по пьесе Елены Греминой с Ингой Оболдиной в главной роли. Когда-то студенческий диплом, открывший актрис Оболдину и Елену Морозову для широкой публики, «Сахалинская жена» до сих пор в репертуаре московского театра «Апарте».

Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина. Основан в 1998 году.

В 1998 году Алексей Казанцев и Михаил Рощин приостановили выпуск своего журнала «Драматург», но зато открыли собственный театр — «некоммерческую антрепризу», как ее тогда называли, — с намерением ставить современные пьесы силами молодых режиссеров.

Театр начался «Юдифью» Елены Исаевой — пьесой в стихах на библейский сюжет. А вскоре здесь Серебренников выпустил свой знаменитый «Пластилин» с Андреем Кузичевым, Виталием Хаевым, Владимиром Панковым и Викторией Толстогановой — спектакль, ставший, по сути, флагманом «новой драмы», если понимать ее как движение.

Ольга Субботина поставила «Шоппинг & Fucking» Марка Равенхилла, первую британскую «новую драму» на московской сцене, и «Ощущение бороды» Ксении Драгунской. Драматург Михаил Угаров дебютировал как режиссер спектаклем «Облом off» по собственной пьесе, проторив таким образом дорогу «новой драмы» к классике. Затем вышел спектакль Владимира Агеева по пьесе братьев Пресняковых «Пленные духи». И «Облом off», и «Пленные духи» получили приз зрительских симпатий на фестивале «Золотая маска». Наконец, здесь, на площадке, арендуемой у Центра Высоцкого, дебютировал в режиссуре Владимир Панков, поставивший документальную повесть Александра Железцова «Красной ниткой» и этим спектаклем запатентовавший собственный жанр «саундрама».

После смерти Алексея Казанцева осенью 2007 года созданный им Центр продолжает работать над современными пьесами. Среди новейших премьер — «Я — пулеметчик» Юрия Клавдиева, «Галка Моталко» и «Демоны» Натальи Ворожбит, первые московские постановки этих драматургов.

Театр.doc. Открыт в 2002 году.

Был учрежден Еленой Греминой и Михаилом Угаровым на базе движения «Документальный театр» — волны опытов пьес, этюдов и спектаклей о сиюминутных реалиях жизни, основанных, как правило, на дословной записи речи «вербатим».

Первыми «вербатимными» спектаклями и открылся Театр.doc: это были гастроли челябинских «Солдатских писем» театра «Бабы» и «Угольного бассейна» театра «Ложа».

Первым же громким спектаклем собственного производства, сыгранным на сцене подвала Театр.doc, был «Кислород» иркутчанина Ивана Вырыпаева. «Кислород», ставший манифестом для целой группы людей, объездил рекордное количество зарубежных фестивалей, его поставили во многих театрах Европы, а сам Вырыпаев впоследствии стал кинорежиссером и снял фильм «Эйфория» по собственному сценарию.

В Театре.doc сформировалась группа единомышленников — драматургов, режиссеров, актеров, которые сделали несколько документальных спектаклей, повлиявших на стилистику «новой драмы» в целом. «Преступления страсти» Галины Синькиной были созданы на материале интервью с заключенными женской колонии. Материалом для спектакля «Сентябрь.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой стали кавказские интернет-форумы после бесланской трагедии. В «Большую жрачку» ее авторы Александр Вартанов, Руслан Маликов и Татьяна Копылова принесли собственный опыт работы на телевизионном ток-шоу. «Манагер» Руслана Маликова зафиксировал будни офисного работника. А «Трезвый пиар» Ольги Дарфи — технологию черного пиара в России тех лет. (И неожиданно оказался эпитафией своим горделивым героям-пиарщикам — через несколько месяцев после премьеры отменили губернаторские выборы и описанные в пьесе реалии стали документом прошлого.)

Одним из самых заметных спектаклей последних сезонов стал «Док. тор» Владимира Панкова по пьесе Елены Исаевой. Гость многих зарубежных и российских фестивалей, эта «саундрама» — монолог астраханского хирурга.

Кроме документальных текстов в Театре.doc идут и пьесы-"фикшн« — как правило, стилистически близкие технике «вербатим». «Война молдаван за картонную коробку» была создана драматургом Александром Родионовым и режиссером Михаилом Угаровым на основе документального сюжета. Спектакль «Трусы» Елены Невежиной по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко критиком О. Зинцовым назван «Чайкой» Театра.doc, «Синий слесарь» Михаила Угарова по пьесе бывшего тольяттинца, а теперь москвича Михаила Дурненкова участвовал в фестивале «Новая драма».

Также Театр.doc становится площадкой для экспериментальных, лабораторных опытов — таких, как совместный с польским театром Ad Spectatores проект «1612», режиссером которого выступил Михаил Угаров, драматургами — группа авторов во главе с Максимом Курочкиным, а актерами — и русские, и поляки.

С 2004 года в Театре.doc стали проходить «любимовские» читки, фестивали пьес Михаила и Вячеслава Дурненкова, Павла Пряжко, Максима Курочкина. Это своего рода «ярмарки», на которых режиссер может найти пьесу и исполнителей для нее и после которых репертуар любого театра может пополниться новым названием.

Фестиваль «Кинотеатр.doc». Основан в 2004 году.

Впервые фестиваль «Кинотеатр.doc» прошел на площадке Театра.doc и был и остается творческим партнером театра. Фестиваль «действительного кино» сегодня одно из самых молодых и интересных событий кинематографической жизни. На «Кинотеатре.doc» показывают и документальные, и игровые фильмы — снятые по сценарию и с профессиональными актерами, но опять же с условием рассказать реальную историю из жизни. Критик Алена Солнцева и режиссер Борис Хлебников отсматривают множество картин, а к февралю готовят короткий список из двадцати названий, который и участвует в конкурсе. Из имен, которые были представлены на «Кинотеатре.doc», придуманном молодыми продюсерами Михаилом Синевым и Виктором Федосеевым, — Николай Хомерики, Валерия Гай Германика, Павел Костомаров и Антуан Каттин.

Литературно-театральный фестиваль «Майские чтения» (Тольятти). Основан в 1989 году (театральные читки появились на фестивале позже, по инициативе драматурга Вадима Леванова).

В коридоре тольяттинского центра «Голосова-20» написано краской: «Здесь мог бы быть кафель… здесь тоже мог бы быть кафель… а здесь могла бы быть реклама департамента по культуре». Как рассказывает легенда, сотрудники департамента, увидев граффити, предложили «привезти плакаты, у нас много…». Кафель на стене так и не появился.

Молодой драматург Вадим Леванов, окончив Литинститут, вернулся в родной заводской город и стал искать драматургов-единомышленников. Вернее, убеждать людей писать пьесы.

Провинциальные авангардисты от поэзии, графики, рока, презиравшие театр, один за другим пробовали писать пьесы. В упомянутом центре «Голосова-20» своими руками построили маленький театр: сцена в нем была покрыта автомобильным дерматином, а сценическое освещение построено из фар «Жигулей». Местный независимый фестиваль «Майские чтения», созданный как фестиваль поэзии, на третий год незаметно превратился в фестиваль драматургии. А одноименный альманах стал публиковать пьесы.

Из открытых Левановым драматургов сегодня широко известны Вячеслав и Михаил Дурненковы и Юрий Клавдиев. Их пьесы идут в разных российских городах и за рубежом (Клавдиева ставил известный немецкий режиссер Армин Петрас, был спектакль и в Великобритании), а сценарии востребованы в кино.

А Леванов ищет новых драматургов. Вместе с Вячеславом Дурненковым они второй год проводят творческие семинары для подростков. И нет оснований сомневаться в результатах.

Кемеровский театр «Ложа». Основан в 1991 году.

«Ложу» придумал Евгений Гришковец — сначала при Союзе художников, потом при Кемеровском техническом университете. Первым спектаклем (и самым известным) был «Угольный бассейн» — абсурдистская трагикомедия, сочиненная методом коллективной импровизации и по технологии, названной деятелями британского «Ройял Корт» «вербатимом». Гришковец и его товарищи по «Ложе» — Константин Галдаев, Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин — очень сильно повлияли на будущую «новую драму». Сегодня театр «Ложа» существует и даже выпускает спектакли уже без Гришковца — их придумывает актер Сытый, у которого, кстати сказать, удачно сложилась кинематографическая судьба: Сытого, как и Наседкина, с увлечением снимает режиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Свободное плавание»).

Екатеринбург: «Коляда-театр», конкурс «Евразия». Театр основан в 2001, конкурс — в 2003 году.

В Екатеринбурге активно работает и выпускает в мир рекордное количество драматургов Николай Коляда. С 1996 года он ведет в местном театральном училище (теперь ЕГТИ) курс драматургии: после Литинститута единственная в России возможность получить высшее драматургическое образование. Началось с рассылки новых пьес учеников и выпуска этих пьес толстым книжным сборником, продолжилось конкурсом «Евразия», большими и малыми фестивалями читок новых пьес его студентов. Из вала пьес и этюдов вырвалась и прошумела на всю театральную Россию «Русская народная почта» Олега Богаева, одного из первых колядовских студентов (1998). А затем — «Пластилин» Василия Сигарева (2000), ставший одним из самых громких международных успехов современной русской драматургии. Сейчас Сигарев готовит к кинопостановке свою новую пьесу «Волчок».

Екатеринбуржцы Владимир и Олег Пресняковы после участия в семинаре лондонского театра Royal Court стали одними из самых популярных в мире драматургов. Сегодня их пьесы идут от Норвегии до Бразилии, а фильм «Изображая жертву», снятый по их сценарию Кириллом Серебренниковым, стал частью современного кинопроцесса. Сами Пресняковы уже второй раз выступают как режиссеры — первый раз они ставили в Венгрии свою пьесу «Терроризм», второй раз — «Паб», в Москве и в партнерстве с продюсерским центром Людмилы Гурченко.

Санкт-Петербург: театр «Особняк», конкурс молодой петербургской драматургии.

Театр «Особняк» — петербургский очаг «новой драмы» — был выстроен на современных пьесах еще в середине 1990-х годов. Александр Лебедев, а затем Владимир Михельсон поставили здесь полное собрание пьес Михаила Угарова («Пубертат», «Зеленые щеки апреля», «Газета „Русский инвалид“»). Затем Алексей Янковский выпустил ряд спектаклей по пьесам Клима («Активная сторона бесконечности», «Я, не я, она и я», «Девочка со спичками»). Сегодня работу с новыми текстами продолжает в «Особняке» Алексей Слюсарчук. А после того, как в яснополянской лаборатории фестиваля «Новая драма» 2007 года режиссер Владимир Михельсон сделал читку пьесы ростовчанина Сергея Медведева «Парикмахерша» и в ней участвовал питерский актер, ученик Льва Додина Анатолий Хропов, их моноспектакль по повести Юза Алешковского «Николай Николаевич» играется на площадке Театра.doc.

В 2003 году под патронажем фестиваля «Новая драма» и по инициативе Эдуарда Боякова в Петербурге прошел конкурс молодой драматургии — пьесы, отобранные экспертами, читало жюри и выбирало лучшие. Драматург Данила Привалов (он же режиссер Дмитрий Егоров), выигравший первый конкурс, сейчас пишет пьесы и ставит спектакли в театрах российских городов. Пьесы Привалова идут в Петербурге, Москве и в региональных театрах, а его спектакль по его же пьесе «Прекрасное далеко» в Алтайском театре для детей и молодежи (Барнаул) представит молодую российскую драматургию на висбаденской биеннале «Новые пьесы из Европы». Фестиваль курирует известный немецкий драматург Танкред Дорст, здесь проводятся семинары «Как написать пьесу» в том ключе и формате, который предлагает драматургам британский театр «Ройял Корт». В Висбадене были Владимир Панков со спектаклем «Красной ниткой» по пьесе Александра Железцова, «Кислород» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова.

Белорусский «Свободный театр». Основан в 2005 году.

В Белоруссии звеном «новой драмы» стал независимый «Свободный театр» Николая Халезина, который в этом году удостоен престижной театральной премии «Европа — театру». За несколько лет своего существования театр был участником всевозможных театральных смотров и фестивалей. Одноименный драматургический конкурс каждый год инициирует появление новых пьес талантливых драматургов. Именно с этим театром связан дебют Павла Пряжко.

«Ройял Корт», Александра Дагдейл и Татьяна Осколкова.

В 1999 году Татьяна Осколкова (в то время руководитель международного отдела «Золотой маски») предложила Александре Дагдейл (в то время — руководителю отдела искусств Британского Совета в Москве) представить в офф-программе «Золотой маски» британский театр. Дагдейл привезла гостей из лондонского театра «Ройял Корт».

Так, благодаря личному фактору, с «новой драмой» оказались тесно связаны «Золотая маска» и Британский Совет. А «Ройял Корт» участвовал в превращении «новой драмы» из отверженного театром кружка драматургов в международно известное явление.

В марте 1999 года на «Золотой маске» ждали Сару Кейн, Элиз Доджсон и Грэма Уайброу — троих представителей «Ройял Корта». Но Сара Кейн покончила с собой, дописав перед смертью знаменитый «Психоз 4.48», Элиз Доджсон осталась в Лондоне — и Грэм Уайброу заполнил все три отведенных «Ройял Корту» дня лекцией «Театр современной пьесы — театр драматурга».

Организаторы «Любимовки» попросили «ройялкортовцев» провести семинар уже творческий — для молодых драматургов. Итогом стала коллекция маленьких пьес «Москва — открытый город», шедшая сначала в клубах, затем — в Центре драматургии и режиссуры; часть этого спектакля — «Глаз» Максима Курочкина в постановке Владимира Мирзоева.

Затем были семинары по документальному театру, мастерская Стивена Долдри (фильмы «Билли Эллиот», «Часы»).

Летом 2006 года в Москве проходил фестиваль современной британской драматургии, и в числе прочего (скажем, Равенхилл читал собственную пьесу «Продукт») на нем был представлен проект театра «Трэверс» — Class Act. Вообще в театре «Трэверс» идет множество пьес про детей и подростков, а идея Class Act заключалась в том, чтобы дать шанс обычным детям попробовать написать пьесу. Руководили семинаром тольяттинцы Вадим Леванов, который и у себя дома много работает с подростковым творчеством, и Вячеслав Дурненков, а московские актеры и режиссеры делали читки коротеньких пьес.

Фестиваль «Новая драма». Ежегодно с 2002 года.

Придуман и учрежден в 2001 году продюсером и режиссером Эдуардом Бояковым и Еленой Греминой. Тогда Бояков был директором российского фестиваля и премии «Золотая маска», теперь он открыл театр «Практика» — площадку для постановки современных пьес и поддержки разных видов современного искусства, тренингов, семинаров и акций.

Фестиваль состоит из основной и специальной программ, которые за семь лет существования претерпели множество изменений. В «Новой драме» участвовали разные российские и зарубежные театры. Как правило, это спектакли по современным пьесам — самым «взрослым» участником программы была, пожалуй, Людмила Петрушевская с пьесой «Бифем», которую поставил ее сын Федор Павлов-Андреевич. Среди драматургов, громко прозвучавших в связи с «Новой драмой», — Лаша Бугадзе (Грузия), заключенная Екатерина Ковалева.

В 2007 году фестиваль, на котором широкая аудитория знакомилась не только со спектаклями по новым пьесам, но и с их авторами (программа «Утренний кофе с драматургом»), изменил формат. Его содержанием стали результаты подготовленных в усадьбе Ясная Поляна читок по десяти пьесам, выбранным экспертами на основе анализа крупных драматургических конкурсов в стране. В читках участвовали режиссеры и актеры из разных городов России, а результатом их стало то, что несколько пьес осели в московских и региональных театрах, а другие — в киностудиях.

Театр «Практика». Основан в 2006 году.

Театр под художественным руководством Эдуарда Боякова. В нем дебютировала как драматург Виктория Никифорова («Пьеса про деньги»), бизнесмен и писатель Игорь Симонов («Небожители»), идут пьесы Михаила Угарова, Вячеслава Дурненкова, Ольги Погодиной, Юрия Клавдиева, Владимира Сорокина. «Практика» строится вокруг современной драматургии, но не менее активна как синтетический культурный клуб с кинопоказами и лекциями, выставками современного искусства, поэтическими чтениями и рэп-концертами, семинарами по современному танцу и йоге. Одна из последних премьер театра — «Июль» Ивана Вырыпаева в исполнении Полины Агуреевой, номинированный в 2008 году на «Золотую маску».

Послесловие

В пространстве современной драматургии есть семинары с традицией — например, драматургический семинар в Щелыково, начавшийся с совместной инициативы американского театрального центра Юджина О’Нила и Союза театральных деятелей. В Щелыково устраивают читки на натуре и специализируются на том, чтобы учить драматургов писать пьесы. Участники щелыковской лаборатории часто были потом или одновременно и участниками «Любимовки» (как Клавдиев, например, или Дурненковы), но, как правило, театральную жизнь пьесам этих авторов давала и дает «Любимовка» — то ли потому, что у последней есть в качестве камерного, но сильного ресурса Театр.doc, то ли потому, что «Любимовка» меньше боится рисковать. Скажем, Василий Сигарев со своим «Пластилином» приехал на «Любимовку» после Щелыково с печальным опытом — его пьесу не стали читать публично, а вместо этого рассказали, насколько она отвратительна. После «любимовской» же читки, как известно, появился серебренниковский «Пластилин» — спектакль замечательный и знаковый для свого времени.

В Петербурге пытается реанимироваться «Домик драматургов» — творческое объединение драматургов, возникшее в 1995 году и проповедовавшее «бедный театр». Среди участников — Андрей Зинчук, Сергей Носов, Людмила Разумовская, Игорь Шприц, Александр Образцов. Сборник пьес, который «Домик» издает с конца 1990-х, называется «Ландскрона». Кроме того, блок читок и конкурс пьес в течение нескольких лет существовал и на фестивале им. А. Володина.

Из существующих премий — и московская «Премьера.txt», появившаяся года три назад и тоже пытающаяся создать свой круг драматургов и читок. Конкурс, который проводит театровед Ольга Новикова при СТД, с этого года получил куратора в лице Екатерины Нарши, намеренной проводить регулярные читки драматургов старшего поколения и сегодняшних. Началась эта инициатива с читки актерами пьесы самой Нарши о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Внушительный конкурс проводит и московский театр «Школа современной пьесы». «Действующие лица», спонсированные РАО ЕЭС России и являющиеся наследником «Антибукера», имеют свое представительное жюри, своих экспертов, прочитывающих феноменальное количество пьес за сезон, выходит сборник пьес-победителей. Кроме того, Иосиф Райхельгауз (а «Школа современной пьесы» превратилась в театр практически одного режиссера) ставит на своей сцене пьесы, победившие в конкурсе. Правда, за редким исключением («Русское варенье» Людмилы Улицкой) спектакли эти не относятся к разряду выдающихся, а само жюри «Действующих лиц» в прошлом году и вовсе опустило руки, не дав первую премию никому. На «Действующие лица», не имеющие ни возрастного, ни какого-либо другого ограничения, приходит феноменальное количество текстов.

Наконец, существует драматургическая номинация литературной премии «Дебют», которая тоже публикует тексты своих победителей и в которую как раз попадает хороший улов — интересные авторы и талантливые тексты. Из последних лауреатов драматургического «Дебюта» — пьеса «Соколы» Валерия Печейкина, близкого к ташкентскому театру «Ильхом».

***

Новая пьеса на российской сцене уже не редкость. Каждый год приносит новые имена. Есть авторы и режиссеры, которые ищут и хотят ставить неудобные, неправильные новые пьесы. «Новая драма» — уже движение, потому что собрала и собирает вокруг себя людей, пытающихся выразить свои впечатления от времени, в котором они живут сегодня. Ей не требуется пиар, вопреки устойчивым стереотипам, — не только потому, что пиар губит на корню любое хорошее начинание и в театре его нужно бежать как чумы. И не только потому, что «новой драме» не нужна большая сцена академических театров — во всяком случае, пока обычный российский зритель хочет видеть «энтертейнмент», а не всякую гадость. А просто потому, что на «новой драме» иногда рождаются маленькие и очень талантливые спектакли, которые больше говорят о времени, чем весь наш театр, вместе взятый. Это и есть зерно, смысл и роль сегодняшней «новой драмы». Это и объясняет, почему выбраны те, а не другие организации, семинары, люди и тексты для того, чтобы обрисовать «новую драму».

Пьесы, написанные не всегда по драматургическим канонам (драматургии как профессии у нас учит только Коляда), несут в себе энергию — и поэтому, вероятно, всегда находится кто-то, кто хочет с ними работать. В одном из интервью режиссер Андрей Могучий сказал: «Мне не нравятся тексты „новой драмы“, но мне интересны люди, которые ею занимаются, и их энергия». И это, в общем, ключ к пониманию ситуации, когда людям интересно на фестивале, у которого финансирование урезано до предела. Театр.doc тоже не финансируется государством, но туда ходят зрители, которым будет что сказать о начале 2000-х, потому что кое-что про фактуру и нерв своего времени они узнали и поняли здесь.

Февраль 2008 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*