Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

СОБЫТИЯ

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РЕЖИССЕРОВ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

Конференция в Доме Актера (Санкт-Петербург)

В Карельской гостиной Дома Актера в феврале состоялась конференция на тему «Новое поколение режиссеров: вопросы и проблемы». Поразило, что на конференцию собрались не только молодые режиссеры и студенты, но и «взрослые», от которых сегодня прямо или косвенно зависит, какой будет театральная картина города в будущем. Присутствие серьезных людей (художественные руководители, главрежи, завлиты театров, преподаватели и ректор театральной академии, критики) на этом заседании могло означать, что они готовы оказать действенную помощь, а не просто поволноваться на больную тему, но, судя по итогам конференции, явка была просто хорошо организована Советом режиссеров драматических театров и Секцией театральных критиков и театроведов СТД. Впрочем, эмоциональные речи, произнесенные в Карельской гостиной, видимо, и должны были убедить молодых режиссеров, что им оказана поддержка. Между тем отсутствие альтернативной площадки и какой бы то ни было системы финансирования и помощи молодым, в особенности экспериментальным проектам — многолетний позор нашей культурной столицы.

Никаких конкретных решений, разумеется, принято не было, хотя пожеланий было высказано множество, иные звучали, мягко скажем, утопично: например, главный режиссер театра Комедии Татьяна Казакова порекомендовала в будущем устроить экспериментальную сцену в реконструированной Новой Голландии. Критик Николай Песочинский просветил присутствующих, как разумно дело обстоит на Западе, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп предложила учредить фестиваль молодой питерской режиссуры в Сургуте, где готовы предоставить открытую площадку, а режиссер Игорь Коняев советовал обратиться за финансированием в Комитет по молодежной политике, а также срочно создать независимый журнал молодой критики. Вениамин Фильштинский печально посетовал, что реальность сильно отличается от некоей идеалистической картины, которая видится ему: «От молодых режиссеров зависит будущее театра, духовность, облик нашего искусства. Мне представляется: в этом зале собираются 12–15 молодых режиссеров, а вокруг — критики, педагоги, средства массовой информации, Комитет по культуре, и все с них сдувают пылинки. И верят, что эти молодые люди — душа российского театра в будущем, поэтому нужно смотреть на них с благоговением и помогать всячески — организационно, финансово, духовно, технологически, профессионально…». Фильштинский не успел договорить, как ему бурно и даже агрессивно стал возражать Александр Гетман, художественный руководитель Театра на Литейном, утверждая, что пылинки он сдувать ни с кого не собирается, ибо талант дается творческому человеку в комплекте со способностью его реализовать. А если режиссер не способен реализовать себя, значит, туда ему и дорога. Из девяти молодых режиссеров, пробовавших работать в Театре на Литейном, лишь Андрей Прикотенко, как известно, дошел до результата. (Заметим, Андрей Прикотенко, сейчас работает уже в Риге.) Завершил свое выступление Гетман несколько неожиданно: придерживаясь своей таинственной логики, он возмущенно сообщил, что «у нас нет питательной среды для молодых, а город сожрал еще одного талантливого режиссера Юрия Бутусова. Надо признать, что мы больны!» Моментами конференция напоминала абсурдистскую пьесу, но, надо признать, все исполнители были интересны, включая молодых, подающих надежды режиссеров Александра Савчука, Дмитрия Егорова, Галины Бызгу. Оптимистичный председатель СТД Андрей Толубеев пообещал, что по итогам конференции будет составлено обращение СТД к Комитету по культуре. Остается надежда, что барин сам увидит…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.