«Ежик и туман» (по мотивам сказок С. Козлова). Набережночелнинский театр кукол.
Режиссер Каролина Жерните, художник Алексей Митрофанов

Известно, что на чужую боль откликается тот, кто сам живет жизнью непростой. Именно таков Набережночелнинский театр кукол. Театр кукол существует в городе КАМАЗов ни много ни мало тридцать лет. И все эти годы он ютится в небольшой части бывшего школьного здания, к тому же закрытого для посещения публики местными пожарными. Но команда кукольников не унывает. Творит настоящие театральные сказки, сама приходит к своему зрителю, дружит с коллегами из других городов и стран, приглашает всех на свой замечательный фестиваль «Рабочая лошадка», в названии которого читается его концепция.
Так называемый социально ориентированный театр — это неотъемлемая часть творческой программы Челнинского театра. Его директор Зухра Митрофанова легко и быстро откликается на все неординарное, что доступно искусству театра кукол. А посему спектакль, о котором пойдет речь, однажды должен был появиться в репертуаре челнинцев.
Театральное действо «Ежик и туман» рождается удивительно просто. Стоит только закрыть глаза, доверившись заботливой поддержке актеров, и ты уже в сказке. Холщовый мешок с песком — и вот ты ступаешь по мягкому ковру серебристого мха. Хруст пластикового стаканчика как треск сломавшейся под ногой сухой ветки. Шуршание пакета как шелест опавших листьев. Свищущий порыв воздуха как невесть откуда налетевший холодный ветер, уносящий жухлую листву. Брызги воды — моросящий осенний дождь. Капля на раскрытой ладошке — растаявшая от тепла твоей руки первая снежинка. Еловая ветка, мягко коснувшаяся лица, — лесная чаща, по которой пробираешься вслед за Ежиком, спешащим в гости к Медвежонку. Ты, как и он, бредешь в густом мороке тумана. И как он, вдыхаешь ароматы леса, слышишь его негромкие голоса, видишь внутренним взором красоту нашей голубой планеты, плывущей в бесконечности вселенной, и сетуешь на нерадивых жителей Земли, засоряющих этот прекрасный мир.
Спектакль слагается из самых обыденных, даже бросовых вещей, способных передать звуки природы, вырастает из шепотов, шорохов, шумов, запахов хвои и осенних трав, деликатных прикосновений добрых рук актеров, превращающихся в ушки и лапки разных лесных обитателей, совсем не колкую Ежикову спинку, густую шубку Медвежонка. Мир звуков, ароматов, тактильных ощущений, запаха свежего хлеба, вкуса душистого травяного чая с малиновым вареньем — из всего этого и слагается атмосфера спектакля, поставленного молодым литовским режиссером Каролиной Жерните в соавторстве с художником Алексеем Митрофановым.
Сочиняя парафраз на тему знаменитого анимационного фильма Юрия Норштейна по сценарию Сергея Козлова, Жерните не следует строго сюжету «Ежика в тумане». Здесь вы не услышите знакомый с детства текст. Режиссер спектакля рассчитывает на узнаваемость персонажей и фабулы, на игру воображения, на тонкое восприятие нюансов. Интерактивное представление Жерните—Митрофанова и актеров челнинского театра придумано для ребенка, познающего мир не так, как обычные дети. Шесть счастливчиков, попадающих в заветные кресла на импровизированной сцене, воспринимают историю всеми доступными незрячему человеку чувствами. Это их обдувает прохлада ветра, крапит осенний дождь, настораживает тревожное уханье филина. Они ощущают острые коготки беличьих лапок и, позволяя белкам сесть на плечо, прижимаются щекой к их мягкому меху. Прикасаются к Ежику и осторожно гладят его «иголки». Медвежонок кладет им на колени мордочку, и они ласкают его мохнатые лапы. Вместе с героями они пьют чай у костра, чуть приподняв головы, смотрят на звезды, парят в космическом пространстве, удивляясь хрупкости маленькой планеты Земля, и как заклинание повторяют фразу «Берегите нашу землю!»
Спектакль, который мы попытались здесь описать, — не первый театральный опыт для незрячих Каролины Жерните. Были и другие постановки. Много сказано и написано об успехе ее «Майской ночи» по произведениям Н. Гоголя в Московском театре кукол. Премьера в провинциальных Челнах получилась не столь громкая. Возможно, театральной фантазии Каролины Жерните «Ежик и туман» не хватает философской глубины норштейновского шедевра и к финалу чуть навязчиво звучит экологический мотив, но психологическое воздействие постановки с лихвой восполняет недостающее. У обычного зрителя, не лишенного способности визуального восприятия, это зрелище вызывает амбивалентное чувство. Когда наблюдаешь за реакцией непосредственных участников действа с черными повязками на глазах, начинаешь иначе воспринимать фразу из Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».
Август 2014 г.
Комментарии (0)