М. Булгаков. «Записки покойника».
Композиция по произведениям М. А. Булгакова.
В спектакле использованы фрагменты книги «Работа актера над собой» и репетиций К. С. Станиславского.
Студия театрального искусства (Москва).
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский
М. Булгаков. «Театральный роман».
Театр «На Литейном».
Автор инсценировки и режиссер-постановщик Игорь Ларин, художник Анна Лаврова

Романы бывают всякие — рыцарские и готические, авантюрные и нравоописательные, плутовские и психологические, социальные и философские. А есть такие, что способны всю душу вымотать и вниз головой с Цепного моста сбросить. Называются они «театральными» и пишутся людьми, «иссушаемыми» любовью к театру. Этой грандиозной любовной «сушью» (почти «чушью»!) Михаил Булгаков до краев наполнил свой «Театральный роман», именуемый в рукописи «Записками покойника».
Какой роман о театре мог написать «мистический писатель»? Разумеется, мистический, как ни вычеркивай из него дьявола, архангелов и Апокалипсис. В самой природе театра таится нечто близкое мистике (вере в реальность сверхъестественного), что мгновенно уловил автор «Театрального романа», еще на входе с замиранием сердца шепнувший: «Этот мир мой».
Головокружительная мистика театра способна довести до чего угодно, в том числе до того, чтобы инсценировать булгаковский роман и поставить его на сцене. Опыты уже были, и в каждом из них авторы постановок выясняли собственные взаимоотношения с театром. В нынешнем сезоне сходному постановочному соблазну поддались сразу два художественных руководителя — московский и петербургский. Сергей Женовач поставил «Записки покойника» в основанной им Студии театрального искусства, Игорь Ларин — «Театральный роман» в недавно возглавленном театре «На Литейном». Один из них — учитель для своих молодых выпускников, ни с кем из чужих практически не работавших (если не считать почти своего Евгения Каменьковича), другой — пришлый незнакомец для многоопытных актеров, немало режиссеров повидавших на своем веку. В результате привходящих предлагаемых обстоятельств возникли два весьма несхожих сценических сюжета. Попробуем разобраться, что это за сюжеты.
В московском спектакле образ Независимого театра, никогда и нигде не бывалого, явлен невероятно симпатичным. Дебютирующий в нем своей первой пьесой драматург Максудов юн, наивен и талантлив, основатель театра и режиссер Иван Васильевич талантлив, наивен и немолод, а выученные им артисты не только молоды и талантливы, но еще и остроумны, обаятельны, легки в общении. Труппа объединена студийным духом, даже сольные «номера» играются в окружении партнеров, живо оценивающих качество игры. С какой глупо-благоговейной вдумчивостью Вешнякова (Мария Курденевич) слушает письмо «с берегов Ганга», с каким дерзким актерством Пряхина (Ольга Калашникова) радуется «солнышку» и выращенному под его лучами «зерну», с какой туповатой покорностью Владычинский (Глеб Пускепалис), назначенный на роль Лариосика, ждет своей реплики, которую ему так и не суждено произнести! И с каким увлеченным серьезом вся труппа по приказанию Ивана Васильевича закалывается в финале воображаемыми кинжалами, призывая Максудова не стреляться, а последовать их примеру!
В петербургском спектакле образ Независимого театра явлен совсем другим — рутинным и больным всеми театральными болезнями разом. Максудов, съевший уже немало соли из общего театрального котла и от пересола сиганувший в реку забвения, является на сцену пришельцем из потустороннего мира и за весь спектакль ни разу не переступает незримую черту, отделяющую его от живых (и невероятно живучих в своей закоснелости) актеров. Ему противостоит возглавляющий труппу многоопытный и чуждый всякой мистики Иван Васильевич, а сама труппа представлена сборищем враждебно настроенных замшелых монстров, занятых собой и только собой. В результате на сцене возникает трагикомедия, взлетный момент которой связан с пресловутым обсуждением «Дней Турбиных», нацеленным на полное уничтожение автора.
Назначая на роль Максудова 23-летнего дебютанта Ивана Янковского, а на роль Ивана Васильевича — верного соратника Сергея Качанова, делая репетицию любимых «Дней Турбиных» кульминацией спектакля, Сергей Женовач вслед за автором романа утверждает: «Этот мир мой».
Игорь Ларин, исполняющий роль Максудова сам, вводит своего героя в мир, чрезвычайно далекий от его театральных фантазий, кульминацией спектакля делает «собрание старейшин» и развертывает его в настоящий шабаш. Тем самым он откровенно заявляет: «Этот мир чужой».
В спектакле Женовача «сны и кошмары начинающего литератора» обретают плоть («Пришли эти люди из снов…») и начинают самостоятельную жизнь на сцене, порой весьма бесцеремонно обращаясь с тем, кто их увидел и описал («Что видишь, то и пиши…»). Первым явился кошмар прямо из «Бесов», принял облик директора Независимого театра и начал распоряжаться, как у себя дома, а потом исчез неведомо куда. Некоторые, как Николка Турбин, появятся, повздыхают, пробормочут что-то и обратно уходят. А иные прямо на кровать пристраиваются. Когда прилегла с краешка Елена Тальберг, еще туда-сюда, к ней подсел разлетевшийся с мороза Шервинский — тоже объяснимо, но когда Максудов обнаруживает рядом с собой мирно спящего Ивана Васильевича и опознает в нем давешний кошмар, его изумление превышает всякую меру. А отец-основатель Независимого театра, только что поцелованный в лобик тетушкой, лежит себе на спине с закрытыми глазами и сложенными на груди руками, грезит о чем-то, и хоть бы хны. Получается, что «сны» в спектакле связаны с сочинительством, а «кошмары» — с их воплощением на сцене.
Максудов, с большой искренностью сыгранный Иваном Янковским, запутывается в своих сновидениях, дрожит от нетерпения, вопит с детским отчаянием: «Когда же пойдет моя пьеса!..» и едва не стреляется от отчаяния. Особенно хороша сцена, в которой он воображает себя героическим полковником Малышевым, не подозревая о том, что ведет себя при этом как самый настоящий Мальчиш-Кибальчиш.
Иван Васильевич в блистательном исполнении Сергея Качанова говорит мало, больше помалкивает, смотрит куда-то «в себя», иногда благостно улыбается, а реплики выпаливает с внезапностью на что-то решившегося человека. Но это — дома, на Сивцевом Вражке, а перед началом репетиции он совсем другой. Отплывают в глубину сцены фрагменты декорации, отъезжая, кружится балкон, а он все говорит и говорит нескончаемый монолог о призвании артиста, не замечая ничего вокруг. Блаженный «придурок», видящий театральные сны наяву. Донкихотствующий «идиот», грезящий об идеальном артисте и для аргументов здравого смысла непроницаемый. Стоит на авансцене, в глубокой задумчивости, подперев подбородок ладонью, спустившись, проходит вдоль первого ряда к режиссерскому столику, садится за него, обхватывает голову руками и долго-долго молчит. В нем легко опознается режиссер как таковой, лишь слегка напоминающий Женовача. Качанов далек от прямой пародийности и использования фарсовых приемов. Ему интереснее схватывание самого процесса режиссерского мышления: решение близко, но мысль вязнет и ускользает, «щелчка» не происходит, и решительно непонятно, как играть сцену ожидания в «Днях Турбиных».
И пьеса хорошая, и артисты замечательные, и режиссер — умница, а сцена «не идет». Артисты не манкируют, они стараются (особенно прелестна в своем старании артистка Вешнякова, репетирующая Елену), но ничего хорошего из этого не выходит. Реплика Елены (Мария Курденевич) «Еще зарево…» повторяется вновь и вновь, раз за разом на сцену вылетает Шервинский (Дмитрий Липинский) и шикарным жестом протягивает ей цветы. Напрасно. В сновидении, мучившем воображение Максудова в начале спектакля, у героев, исполняемых теми же артистами, все получилось влет, воздушно, в одно касание, а сейчас не получается, хоть тресни. Иван Васильевич бьется с ними, прогоняет сцену снова и снова, но добивается лишь того, что загоняет исполнителей до потери всякого живого чувства и понимания. Это гомерически смешно, потому что невероятно правдиво.
Мистика Игоря Ларина горше, печальнее, мрачнее. Роман, написанный покойным писателем, отослан почтой в ту самую труппу, которая его погубила. Актерам Независимого театра предстоит ознакомиться с посланием, припомнить события прошедшего сезона и воспроизвести на сцене, «как все это, собственно, происходило». В исполнении Игоря Ларина Максудов предстает инфернальным режиссером, пришедшим прямо с того света в сложившийся коллектив с вполне бредовой идеей — сотворения нового авторского театра: «Я новый!.. Я неизбежный, я пришел!..»
Один за другим на сцене возникают почти босховские типы: потасканный Гамлет (Михаил Щетинин), потрепанный жизнью Ромео (Сергей Заморев), смехотворный Отелло (Александр Жданов), изрядно подержанная Дездемона (Нонна Самарина), самозабвенно фальшивящие Катерина (Татьяна Болдина) и Борис (Александр Безруков). Демонстрируя свои умения, актеры Независимого театра безбожно раскрашивают слова, нещадно плюсуют, впадают в аффектацию и, не замечая того, доходят до пародии на самих себя. Максудов смотрит на их старания сторонним взором и ничего не говорит, а когда что-то все-таки произносит, стена непонимания между ним и актерами уплотняется еще больше.
Зато Иван Васильевич все понимает отличнейшим образом, и ему прекрасно все удается. (Александр Рязанцев превосходно сыграл типичного народного артиста — лауреата, депутата и члена всевозможный комиссий, а по совместительству закулисного кукловода труппы.) Затеял интригу по уничтожению писателя, заранее назначил исполнителей, проинструктировал их и мастерски осуществил постановку треклятого обсуждения пьесы. Именно его напоминающий о «сверхзадаче» вопрос: «Это всё?..» превратил обсуждение пьесы в сознательную экзекуцию автора. Слова о «южных ночах» повлекли за собой хоровое пение «Нiч яка мiсячна…» c наглым посвистыванием подголосков. Уже никем не подстрекаемые, актеры пошли вразнос и устроили хамскую пляску под громогласно распеваемые «Гоп, мої гречаники». Кончилось тем, что затравленного Максудова загнали в кофр, закидали ненужной бутафорией и увезли прочь со сцены.
Если бы явившийся из непонятного далека Максудов помнил только это, мы увидели бы сатиру щедринского замеса. Но в его памяти всплывают и другие картины: медлительный взмах ресниц золотого игрушечного коня, таинственно оживающая под пристальным взглядом скорбная и прекрасная статуя, льющиеся с колосников струи света, актерские гримы, парики и костюмы… И потому печали в петербургском спектакле больше, чем сатиры, а тайного знания какой-то самой главной правды театра больше, чем печали.
Сергей Женовач поставил спектакль о смешной, нелепой, порой раздражающей и временами доводящей до белого каления, но реальной силе театрального идеализма. Игорь Ларин поставил спектакль о реально ощущаемой тайне идеального театра, скрытой в глубине любого театрального организма. Два совсем разных спектакля дают один ответ на вопрос, вынесенный в название статьи: театр, какой бы он ни был, стоит того, чтобы его любить и истратить на него свою единственную жизнь. Пусть для любого, кто не был «иссушаем любовью» к театру, это утверждение звучит как бред, чушь, маразм, но и московские, и петербургские артисты сделали все, чтобы истина этого утверждения дошла до последнего зрителя в последнем ряду.
Февраль 2014 г.
Комментарии (0)