Можно долго и мучительно спорить об авангарде. Кто-то рассматривает его как «эксцентричное» явление культуры, нарочитое стремление отличиться. Другие, например, организаторы настоящего фестиваля, отнюдь не склонны воспринимать его буквально. Авангард для них — непрерывный закономерный процесс эволюция музыкального мышления«.
«Новая музыка» выдвигает свои средства воздействия. Она близка ритмам современности. Напряженность мелодических линий, усложненность интонаций, интенсивность музыкально-организованного движения — такова попытка приблизиться к «искаженному веку».
Но существует нечто, что вызывает восторг от «попадания в точку». Оно никак не объяснимо, выдано подсознанием и не поддается анализу. Оно опровергает всяческие формулы и расчеты. Это интуиция — уникальная способность провидения и предвидения. Композитор открывает путь в безнадежно далекий космос интуитивно прослушивая доносящийся «оттуда» акустический феномен. Разгадка авангарда в предощущении!
Прозвучавшие произведения вызвали несомненньй интерес. Н. Мяковский — «Причуды», С. Прокофьев — «Сарказмы» (исп. Скорбященская), А. Дешевов — из цикла «Медитации». А. Лурье — «Триалеты» на слова Ф. Сологуба (О. Воробьева, Е. Спист), Квартет Д. Толстого (квартет им. Н. А. Римского-Корсакова). Изысканность названия говорила сама за себя.
Невольно ощущалось дыхание недавнего, но уже прошлого. Мелодическая красивость не грозила обернуться «гримасой» и не раздражала слух. Даже наоборот, усыпляла бесконфликтной созерцательностью. Но душа требовала «ужасов». Видимо, здесь было слишком много гармонии.
Марина Сень
Комментарии (0)