Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«СПИ! НИЧЕГО В ЭТОМ СТРАШНОГО НЕТ…»

У. Гибсон «Тряпичная кукла».
Театр «Суббота». Режиссер Владимир Абрамов

Если спектакль ставит актер, что получается? Правильно. Актерский спектакль. В таких спектаклях актеру предоставляется возможность показать себя без всяких «не», сполна прожить жизнь своего героя, ибо режиссер-актер прежде всего уделяет внимание психологической нюансировке. Я не говорю, что это плохо. Это бывает очень хорошо. Когда пьеса позволяет.

«Тряпичная кукла» — не просто «хорошо сделанная пьеса» (хотя, без сомнения, она такова). Дело в том, что большая часть персонажей — куклы, что требует от актеров неких качественно иных приемов исполнения. Это — сказка, и, как в любой сказке здесь случаются чудесные и невероятные события. Режиссер же сознательно отказался от самодовлеющих сценических эффектов. Мы всегда видим, как «сделан» тот или иной трюк. Порою выдумки удачны и, при всей простоте средств производят сильное впечатление как, например, дверь из бумаги через которую, разрывая ее, появляется генерал У. со свитой. А сцена неожиданного «приземления» летающей кровати оставляет страшное впечатление. Все персонажи стоят на кровати плечом к плечу и замогильными голосами по очереди произносят по одной из своих прошлых реплик — прием, заимствованный из постановок советских пьес с доморощенной мистикой. Отговорив наши герои замолкают, и трио докторов — их «кордебалетными» выходами, как белыми нитками, «сшит» спектакль — поднимают и складывают в один угол девочку Марселлу и кукол которые между прочим, в первый и последний раз «деревенеют», являя зрителю, что они — особой природы.

При всех этих недостатках в спектакле есть свои достоинства, прекрасная музыка (композитор Е. Умаров) простая и остроумная сценография. Великолепные костюмы (художник по костюмам М. Воробейчик). Но помимо красочности и музыкальности, что же остается в памяти?

Действие пьесы происходит во сне, а во сне дети, как известно, растут. Маленькой Марселле во сне суждено понять, что значит нести ответственность за кого-то, что такое любовь, предательство, умение прощать. Актрисе Ольге Яковлевой, кстати, никогда раньше не выступавшей в амплуа травести, удается раскрыть душу своей героини, не прибегая ни к одному из общепринятых приемов и штампов, с помощью которых маленькие девочки обычно изображаются.

Среди актерских удач нельзя не назвать еще две Ирина Умикова в роли матери Марселлы (по совместительству — ведьмы). Генерал У. в исполнении Виктора Шаманина зловеще бесстрастен: никогда не улыбнется, никогда не повысит голоса..

К сожалению, персонажи кукольного мира выглядят достаточно бесцветно, несмотря на яркие костюмы. Непонятно, что движет этими странно одетыми человечками, чем они отличаются от людей, чем на них похожи (единственное исключение пожалуй, — Верблюд в исполнении Кирилла Маркина). Но это — не вина актеров, а беда спектакля. И нужно-то было «всего ничего», подумать о способе кукольного существования, об особой мимике и пластике а этого, увы! — сделано не было.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.