Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРОФЕССИОНАЛЫ И ДИЛЕТАНТЫ

VIVA LA… ОПЕРЕТТА!

Зная об оперетте только понаслышке, но как-то ее себе представляя, крайне удивляешься, когда видишь именно то, что представлял. Кажется, этот жанр так же ревностно следит за собственной неизменностью, как «Пекинская опера» или театр «Но». Правда, чтобы понимать его, не надо быть завсегдатаем и знатоком, но чтобы принимать — надо. Оперетта — театр со своим языком — языком адюльтеров и любовных приключений, своей публикой, которая это язык принимает, и своим актером, который на нем прекрасно говорит, «поет и пляшет». Что тут скажешь, оперетта — легкий жанр.

И эта желанная легкость присутствует в новой постановке Театра Музыкальной комедии «Парижская жизнь». В спектакле, поставленном венгерским режиссером Аттилой Берешем, есть столь необходимые этому жанру легкие, свободные отношения с первоисточником (оперой-буфф Оффенбаха), с законами оперетты, опереточной игры и опереточными штампами.

За три часа спектакля режиссер знакомит нас со всеми особенностями отдыха в Париже и со всеми особенностями жанра музыкальной комедии как тоже уже сложившейся разновидности отдыха.

Сюжет оперетты прост. Некий Виконт Гардефе заманил в свое поместье Барона из Швеции с женой, выдав свой дом за филиал Гранд-отеля. Он перепоручил заботу о Бароне своему другу Бобине, а сам начал увиваться за Баронессой (для чего, собственно, и заманил обоих в свое логово). Далее шведского Барона ведут по всем кругам парижской жизни, а режиссер ведет нас по всем кругам оперетты…

Парижский вокзал: массивный полукруг из резного дерева с проемом в центре, в котором видны барельефы двух поездов. Оформление неожиданно сдержанное: коричневые, бежевые, серые тона — ничто не предвещает грядущего буйства красок. На сцену выбегают пассажиры в национальных костюмах народов мира, они залихватски танцуют и поют о благах Парижа, а потом расступаются и в центре оказывается кабаретная танцовщица. Многонациональная толпа жадно смотрит на полуголую девушку и убегает за ней. Эта иронично поданная сцена задает условия игры. Что такое Париж? Это легкие любовные приключения. Что такое оперетта? Это спектакль о легких любовных приключениях с пением, танцами, шутками и ощутимым эротическим оттенком. Никто не будет огорчен, даже если по ошибке проведет ночь с престарелой тетей лучшего друга или будет с позором выведен из кабаре «Мулен Руж». Море кружевного белья, задранные ноги, цветастые юбки и низкие декольте… Что же вы хотели — Париж, оперетта!

И режиссер играет с этими штампами и стереотипами. Он доводит до абсурда, до китча все черты опереточного жанра. От сдержанного намека на адюльтер спектакль движется к пьяной оргии — откровенной, неприкрытой, но все равно легкой, словно вытанцованной. Опереточные шутки превращаются в шутки над опереттой.

Июнь 2009 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.