Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ДРУГОЙ ТЕАТР

БОСОЙ ТЕАТР

XI Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK. Сцена ТЮЗа. Танц-театр. Труппы из Нидерландов, США, Франции и России. Впечатления разнообразные. Со многим хочется поспорить, но одно не вызывает сомнения — состоялось крупное Событие — спектакль Рашида Урамдана «Далеко» (Франция). Более всего впечатляет выбранная автором форма, которая позволила по-новому, с современной точки зрения взглянуть на многие проблемы…

Каким образом насилие делает людей чужими? Какие чувства друг к другу это насилие заставляет нас испытывать? Именно эти вопросы пытается разрешить в своем проекте «Далеко» хореограф, француз, сын алжирца, воевавшего во Вьетнаме и Камбодже. В спектакле разворачивается история, основанная на тексте Роситы Буасо о самом исполнителе и авторе работы — Рашиде Урамдане. На первый взгляд выбранная тема кажется простой и очевидной — еще одна история про войну, но при ближайшем рассмотрении эта тема разворачивается неожиданными гранями. Нам не показывают ни сцен насилия, ни скорбящих или страдающих людей — здесь нет доведенных до банальности образов войны. Эта история обрывочна. Она состоит из чьих-то воспоминаний о тяжелом военном времени, из воспоминаний о ком-то близком, погибшем или терпящем лишения, из размышлений о жизни. Это история о нас, о каждом сидящем в зале… еще встретимся на улицах, заполненных зеленью и стыдом…

Р. Урамдан. Фото из архива фестиваля

Р. Урамдан.
Фото из архива фестиваля

Р. Урамдан. Фото из архива фестиваля

Р. Урамдан.
Фото из архива фестиваля

ПУСТАЯ СЦЕНА… В ЕЕ ЦЕНТРЕ ЧЕТЫРЬМЯ СВЕТЯЩИМИСЯ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫМИ ЛАМПАМИ ВЫДЕЛЕНО НЕБОЛЬШОЕ ПРОСТРАНСТВО… ЭТО НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ МЕСТОМ ДЕЙСТВИЯ… ЗДЕСЬ НЕТ НИКАКОГО ДЕЙСТВИЯ… ЭТО МЕСТО, ГДЕ ОЖИВАЕТ ПАМЯТЬ… ПО ТРЕМ СТОРОНАМ ВЫДЕЛЕННОГО СВЕТОМ КВАДРАТА ЗАКРЕПЛЕНЫ ВРАЩАЮЩИЕСЯ РУПОРЫ… ПОПЕРЕМЕННО В КАЖДОМ ИЗ НИХ БУДУТ ВОЗНИКАТЬ ГОЛОСА, ЗВУКИ, МУЗЫКА… ИЗ-ЗА ВРАЩЕНИЯ ДИНАМИКОВ НЕУЛОВИМЫЕ… ХАОТИЧНЫЕ… ВОЗНИКАЮЩИЕ НИОТКУДА… ИЗ ВОЗДУХА… В ГЛУБИНЕ СЦЕНЫ ПРЯМОУГОЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОСТ ЗЕРКАЛО-ЭКРАН, В НЕМ С ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ЧЕТКОСТЬ ВОЗНИКАЮТ ПРОЕКЦИИ-ОТРАЖЕНИЯ: ВОДА, ПЕРЕЛИВАЮЩАЯСЯ В ЛУННОМ СВЕТЕ, ЛИЦО СТАРОЙ ЖЕНЩИНЫ, ИСПЕЩРЕННОЕ БОРОЗДАМИ СТРАДАНИЯ… ВОДОПАД… ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА… ВСЕ — ФРАГМЕНТАМИ, СЛОВНО ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРЕСЧУР ВЕЛИКО, ЧТОБЫ ПОМЕСТИТЬСЯ В ЗЕРКАЛЕ… МОНОТОННЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СОЛДАТА… ОН СХВАЧЕН ВРАГАМИ… ЕГО ПЫТАЛИ ВОДОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ, ОН НИКОГО НЕ ВЫДАЛ… ПЫТАЛИ МЕСЯЦ, ПОТЕРЯЛ НОГУ, БЕЖАЛ, ШЛИ СЛУХИ О ЕГО ИЗМЕНЕ, МНОГИЕ ЕГО БЛИЗКИЕ БЫЛИ УБИТЫ ТЕМИ, КОГО ОН НЕ ВЫДАЛ… ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ВСЕ ВРЕМЯ ПОВТОРЯЕТ О ПЫТКАХ… кто будет спорить, что калифорнийский рок влияет на историю Парижа…

Это не похоже на танец, даже если не брать в расчет различные визуальные и вербальные эффекты. Он не имеет сюжета, он не иллюстрирует текст, в нем нельзя выделить танцевальные приемы. Этому должно быть другое название.

Р. Урамдан. Фото из архива фестиваля

Р. Урамдан.
Фото из архива фестиваля

НА СЦЕНЕ ГЕРОЙ. ОН. РАШИД УРАМДАН. ОН ОДЕТ В ОБЫЧНЫЕ ДЖИНСЫ И ТЕМНУЮ КУРТКУ… НА ГОЛОВЕ КАПЮШОН… БОСОЙ, СТОИТ НЕПОДВИЖНО… ЗАТЕМ МЕДЛЕННО ЛОЖИТСЯ И СНОВА ВСТАЕТ… СНОВА И СНОВА… ДВИЖЕНИЯ ДОСТАТОЧНО МЕДЛЕННЫ И ОДНОТОННЫ, ЧТОБЫ ВНУШИТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ИХ ПОВТОРЕНИЙ… я чувствую себя потерянным и не понимаю, кто я… В МАЛЕНЬКИЙ ЕЛЕ ЗАМЕТНЫЙ МИКРОФОН ОН РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ, ЗНАКОМУЮ ЕМУ ТОЛЬКО ПО ФОТОГРАФИЯМ… ОБРЫВКАМИ, ВПЕРЕМЕЖКУ С ПЛАНАМИ НА БУДУЩЕЕ И ВСПЫШКАМИ СОБСТВЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ… молодое поколение страдает амнезией… СНОВА ГОЛОСА-ВОСПОМИНАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ… РАЗНЫХ… О БУДУЩЕМ, ОБ ИСКУССТВЕ, В КОТОРОМ МОЖНО СПРЯТАТЬСЯ ОТ УЖАСОВ МИРА, О БЛИЗКИХ ЛЮДЯХ… ГОЛОСА ЗАГЛУШАЕТ ГРЕМЯЩАЯ СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА, СВЕТ МИГАЕТ. ОН ОХВАЧЕН АГОНИЕЙ… БОЛЕЗНЕННЫЕ КОНВУЛЬСИИ… ЗАМЕТЕН СЛЕД ДВИЖЕНИЯ, КАК НА СМАЗАННОМ ФОТО… с самого детства меня преследует мысль о насилии… ЗЕРКАЛО ОТРАЖАЕТ ШОССЕ… МЫ ДВИЖЕМСЯ ПО НЕМУ, НАБЛЮДАЕМ, КАК МЕНЯЕТСЯ ПЕЙЗАЖ… ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ — ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРНУТЬСЯ К СЕБЕ, НЕОЖИДАННО ХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬСЯ, ТЕБЕ — ЗРИТЕЛЮ — ХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬСЯ, ЗАДУМАТЬСЯ О ЖИЗНИ, О ТВОЕЙ ИСТОРИИ, КОТОРУЮ БУДУТ РАССКАЗЫВАТЬ ПОСЛЕ ТЕБЯ… здесь светит солнце, я неплохо провожу время, и люди здесь приветливые…

Это осязаемая эмоция, откровение, крик души… что-то, чем мы делимся только с самым близким — с собой… я тоже убивал других, чтобы выжить самому…

Июнь 2009 г.

В ТЕАТРЕ Я ВСЕГДА ХОЧУ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭМОЦИЙ, ХОЧУ, ЧТОБ МЕНЯ ПРОНЯЛО. ХОЧУ ГЛУБИНЫ, С ДРУГОЙ — ХОЧУ ДУМАТЬ ПОТОМ ДЕНЬ, ДВА, ТРИ, ГОД. Я ЛЮБЛЮ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, В КОТОРОМ МОЖНО ДУМАТЬ. ХОЧУ ПОМНИТЬ О СПЕКТАКЛЕ И РАЗМЫШЛЯТЬ, ХОЧУ ПЕРЕЖИВАТЬ С НИМИ. Я ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СМОТРЮ КОМЕДИИ, НЕ ЛЮБЛЮ СМЕХ РАДИ СМЕХА. НЕ ЛЮБЛЮ «ТЕМНЫЕ» СПЕКТАКЛИ, ГДЕ РЕЖИССЕР, МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО-НИБУДЬ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ, НО ЭТОГО НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ. ТОГДА ЗАЧЕМ ТАКОЕ СЛОВО?

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, Я ВОСХИЩАЮСЬ ФРАЗОЙ ОСКАРА УАЙЛЬДА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ НА ПЕРВЫХ СТРАНИЦАХ «ДОРИАНА ГРЕЯ»: "ВСЯКИЙ ХУДОЖНИК, ЕСЛИ ОН ХУДОЖНИК, ИМЕЕТ ПРАВО ГОВОРИТЬ, НО ЭТО СЛОВО ДОЛЖНО БЫТЬ МНЕ ИНТЕРЕСНО.

МИЛЕНА АВИМСКАЯ

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.