Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КРИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

Помимо основной программы лаборатории была еще и OFF. В ней участвовали спектакли, поставленные молодыми режиссерами задолго до того, как Милене Авимской и Мите Егорову пришла мысль организовать лабораторию. Эти спектакли зачастую оказывались проблематичнее тех, которые были представлены в основной программе. Но не об этом хотелось бы поговорить.

На лаборатории оказалось не много лиц, озабоченных проблемой молодых режиссеров (кроме самих молодых режиссеров, шести экспертов, организаторов и двух-трех руководителей театров), но они нашлись. Озабоченных судьбой молодых драматургов и современной драматургии можно наблюдать на различных драматургических конкурсах. Но озабоченных проблемой молодых критиков не нашлось вообще. Критик, особенно молодой! Ловчи как хочешь, пиши статьи и читай их своим соседям по коммуналке или маме с папой. Обсуждай с коллегами в курилке или высказывай свое резкое субъективное мнение в очереди в буфет — и не более того. Если ты еще не эксперт и не пишешь зазывные тексты в глянцевые журналы, то тебя как бы и нет. Ты как бы пустота. И тишина. А кто это, кто это там невнятное что-то бормочет? А-а-а, это молодой критик. А что ж он такой косноязычный?

А где «набивать» руку и язык? Где учиться обсуждать спектакли, высказывать свое мнение и отстаивать его? Где серьезные профессионалы и практики, которым что-то интересно в театре и которые готовы слушать молодое косноязычное? Да и есть ли вообще заинтересованные в молодых критиках? Реализация в профессии молодого критика происходит не менее болезненно и проблематично, чем у режиссера.

У молодого режиссера есть его полтора часа на высказывание — спектакль, у молодого критика на обсуждении нет и трех минут. Поэтому, узнав об идее собрать молодых критиков и молодых режиссеров, спектакли которых составят репертуар молодежного центра, я возликовала и согласилась.

Сесть в общий круг и начать разговор о том, что увидел и что понял, — трудно. Особенно трудно найти оптимальную форму высказывания, чтобы не обидеть, не оскорбить, не унизить или, наоборот, не перехвалить. Чтобы попытаться в спектакле молодого режиссера увидеть настоящее, хорошее, иногда неплохо узнать, что он думал, каков способ его режиссерского мышления. То, что говорили молодые режиссеры о работе своих коллег, помогало понять, как они оценивают спектакли, что им кажется важным, необходимым, а что лишним. Для критика полезно узнать, как воспринимают спектакли практики, по каким основным точкам идет их разбор. В дальнейшем это поможет говорить с ними на одном языке. Еще один важный момент — чтобы молодые режиссеры посмотрели на молодых критиков и, может быть, увидели, что они тоже что-то понимают в спектаклях.

Не всегда режиссеры — участники лаборатории шли на контакт. Не хотели объяснять свой замысел (это естественно — творец все сказал в спектакле и теперь с гордо поднятой головой будет взирать на тех, кто предпринял попытку хоть как-то осмыслить его творчество). Такой вариант общения, вернее, не общения возможен, понятен, но, к сожалению, мало что дает в процессе поиска взаимопонимания между критиками и практиками. Вот и получается, что критик, ничего не поняв, по глупости или по молодости осудил неразговорчивого режиссера за гордыню и пошел в мир вовсе не с благой вестью о рождении нового творца. Это с одной стороны. С другой — пугает пассивность самих молодых критиков. Кроме трех-четырех студентов-театроведов, делающих этот номер журнала, на обсуждении практически не было студентов или вчерашних выпускников. Если сами молодые критики не стремятся к пониманию практиков, к разговору с ними, то зачем устраивать подобные обсуждения?

МНЕ НЕ ПО … ТЕАТР ПОТОМУ, ЧТО НЕ ХОЧУ ПОТЕРЯТЬ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, К УМЕНИЮ СОПОСТАВЛЯТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ АТРОФИРОВАЛСЯ ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ. В ТЕАТРЕ Я ПОЛУЧАЮ СКОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ, О ЛЮДЯХ, О ЧУВСТВАХ, О МИРЕ В ЦЕЛОМ И ВАРИАНТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЛИ КАКИХ-НИБУДЬ ЕЩЕ СИТУАЦИЙ. И ЕЩЕ НЕ ПО … ТЕАТР, ПОТОМУ ЧТО ПОСЛЕ ПРОЦЕССА РАЗМЫШЛЕНИЙ ЗАХОЧЕТСЯ С КЕМ-НИБУДЬ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ ЛЮДИ КОТОРЫЕ, КАК И Я, НЕ ХОТЯТ ПОТЕРЯТЬ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ И РЕАЛИЗУЮТ ЕЕ НЕ ТОЛЬКО ЗА КНИГАМИ ИЛИ ПЕРЕД ТЕЛЕКОМ.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.