Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КОНЦЕРТ А. ЛЮБИМОВА

Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова. Концерт звукозаписи

Опыт сопоставления, соизмерения разных жанров, композиторов произведений нашего века — так, наверное, можно определить главный, общий сюжет фестиваля «От авангарда до наших дней». Но и в каждом из концертов нередко виделся свой, порой неожиданный сюжет.

В первую очередь это относится к концерту Алексея Любимова. Пианист, давно и увлеченно исполняющий современную музыку, развернул перед слушателями емкую картину развития советского авангарда 1950-70-х гг. Первое отделение, посвященное эпохе открытия советскими композиторами наследия нововенской школы, началось с «Musica stricta» (1958) Андрея Волконского. Это произведение так же, впрочем, как и «Разрывы плоскостей» Виталия Годзяцкого, как и «Две пьесы» Николая Каретникова, представляет собой образец «высокой советской додекафонии». Серьезность и некоторая суровость шестидесятников сочеталась с искренней, немного простодушной верой в возможности человека разумного. Их сочинения — характерные опыты перестройки мира, опыты эпохи, когда авангард был и символом, и мироощущением, и образом мышления, и формой социального протеста. Вся музыка, прозвучавшая в первом отделении, одновременно и резко отличается от «общих форм звучания» эпохи социалистического реализма в музыке, и очень одинакова даже «Элегия» Валентина Сильвестрова и Соната Тиграна Мансуряна будто бы созданы одним вдохновенный гением эпохи. Но уже «Пение птиц» (1989) Эдисона Денисова для подготовленного а) фортепиано и магтитофонной ленты иллюстрирует путь гармонизации отношений творца с миром. В конце 60-х гг. появляются новые кумиры, среди них — Мессиан, Лютоспавский, Кейдж.

Композиторы, может быть, потеряли в 70-х гг. былую бескомпромиссность, и если у Александра Рабиновича в «Музыке печальной, порой трагической» присутствуют богоборческие устремления, то они либо кажутся нам рудиментарными, либо — нас волнует скорее эффект, производимый сочинением, но автором не предусмотренный. В целом же минимализм с его неудержимой тягой к простоте банальности мудрости явился, как ни странно, поводом для выявления ярких творческих индивидуальностей композиторов. «Китч-музыка» украинского мастера Валентина Сильвестрова: метафорическая «Ностальгия» Тифана Мансуряна и теплые проникновенные «Вариации на выздоровление Аринушки» Арво Пярта — при внешней простоте выразительных средств глубоко разнообразны, это три разных мира выдающихся музыкальных мэтров

Пианиста Алексея Любимова можно назвать равно интеллектуальный музыкантом и ярким артистом. Оба эти качества вполне проявились в концерте

Кроме того, Любимов — известный пропагандист современной музыки Обстоятельства помешали пианисту вести концерт звукозаписи электронной музыки поздно вечером после фортепианного концерта, но в музее Н. А. Римского-Корсакова при немногочисленной публике состоялось прослушивание привезенных им записей с комментариями Игоря Рогалева. «После такой музьки, — сказал И. Рогалев, укладывая последнюю пластинку в конверт (дело шло к полуночи),- начинаешь понимать всю прелесть трезвучия, септаккорда.»

Таков был эпилог этого исключительно цельного вечера.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.