Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

СОБЫТИЯ

ОБРАЗЦЫ СИСТЕМЫ ВАГАНОВОЙ

Пятый международный конкурс артистов балета «Ваганова-PRIX»

Когда белые ночи напоены ароматом жасмина, а в нормальных школах только что начались каникулы, в соревнование между собой вступают учащиеся старших классов профессиональных хореографических школ. Только что завершился пятый по счету международный конкурс юных артистов балета «Ваганова-PRIX». Родился он в 1988 году как конкурс балетных училищ СССР и с тех пор, с интервалами то в два, то в три, а то и в пять лет проходит в Петербурге, откуда пошло распространение уникальной методики Вагановой на весь мир. Академия русского балета посвятила конкурс 80-летию с начала преподавательской деятельности Агриппины Яковлевны в прославленном училище на улице Зодчего Росси. Разработанная ею система обучения классическому танцу считается образцом балетной педагогики. Поэтому каждый здесь — не просто конкурсант, но и показатель достижений своей школы. Для западных школ, заостряющих внимание на работе стоп, существует единая русская школа, отличающаяся эмоциональностью, артистизмом и широтой исполнения, иногда даже в ущерб технике. Мы, в свою очередь, как разные культуры выделяем петербургскую, московскую и пермскую балетные школы, притом все уже как-то привыкли, что в Москве учат сильных танцовщиков, а из Вагановской академии выпускают превосходных балерин. Распределение первых премий между Москвой и Петербургом на «Ваганова-PRIX-V» доказало обратное, и, хочется надеяться, не потому, что юношей из столицы в этот раз просто не было.

Программа, связанная с артистическим, педагогическим и балетмейстерским наследием Вагановой, сориентировала молодых танцовщиков на строгую исполнительскую манеру. Современный танец не был представлен, хотя в планах на будущее такая идея есть.

В судьи были призваны авторитетные мастера танца. Среди них Н.Дудинская, подготовившая несколько поколений балерин, А.Асылмуратова — нынешний художественный руководитель Академии, М.Леонова — художественный руководитель Московской Академии балета, руководители хореографических школ Перми, Воронежа, Казани. В жюри были приглашены также и М.Вазиев, директор балетной труппы Мариинки, и Н.Боярчиков — главный балетмейстер Театра оперы и балета им. М.Мусоргского, а уж они-то наверняка запомнили имена студентов, которые завтра станут известными артистами. Из Милана прибыла директор балетной школы театра La Scala А.-М.Прина, ну а председательствовала сама Н.Макарова.

Предстать перед строгим жюри и попытать счастья решились юные грации и будущие «боги танца» из Америки и Японии, Кореи и Венгрии, Эстонии и Италии, Бразилии и Польши. Статус международного конкурс получил в 1995 году, но так много зарубежных участников мы встречали впервые. Россия была богато представлена учениками профессиональных школ Петербурга и Москвы, Воронежа и Перми, Новосибирска, Казани и Красноярска. Казахстан, Украина и даже Армения, где балету приходится сейчас очень туго, прислали свои «лучшие образцы». Избавив себя от блуждания по карте бывшего Союза, скажем, что, к сожалению, из возможных участников отсутствовали Латвия и Белоруссия.

Началу соревнований предшествовала жеребьевка, которая состоялась 19 июня на официальном открытии «Ваганова-PRIX» в музее Академии. Каждый из 61 участника собственноручно вытянул из хрустальной чаши номер, и в соответствии с ними к I туру ребят разделили на четыре группы. Несчастливый тринадцатый, кстати, не достался никому, из суеверия он был нарочно изъят.

Чтобы определить лучшие силы нового поколения, понадобилось три тура. Первый — целиком закрытый, что есть правило многих международных конкурсов. Конкурсантам пришлось здорово помучиться на покатом полу легендарного репетиционного зала Академии, демонстрируя свои достоинства в классическом экзерсисе. Уроки вели педагоги Академии Э.Кокорина и В.Цветков, и, конечно, за пару дней перед началом ребятам дали возможность позаниматься в таком составе. На первом туре и обнаружили себя различия в исполнении классических движений и их комбинаций, а основной проблемой стали «некультурные руки» представителей многих школ. На протяжении всего конкурса жюри по десятибалльной системе оценивало технику и артистизм исполнителей, и, когда к вечеру 20 июня стали известны результаты, отсеялись только пятеро.

Во II туре на сцене Эрмитажного театра участники исполнили по две классические вариации. Стало очевидно, что в борьбе за пальмовую ветвь петербуржцам конкуренцию составят, пожалуй, только москвички. Технично и уверенно выступила Е.Крысанова (МГАХ), но сенсацией тура стала П.Симеонова. В вариации Одалиски из «Корсара» — шесть тройных пируэтов и ни намека на сбой. Из юношей показались лучшими «наши»: В.Шкляров, М.Чащегоров, П.Москвито, Г.Попов и М.Лобухин, а посоревноваться им пришлось с Е.Лагуновым из Донецка. Звериной, хищной мягкостью прыжка впечатлил Д.Чиныбаев из Алматы. Естественно, что все они встретились в III туре.

Итак, их осталось 28. 24 июня в камерном зале Эрмитажного театра желающие видеть сильнейших разместились с трудом. Репертуар не был разнообразным, что упростило задачу жюри при отборе лучших исполнителей одних и тех же партий. Повторялись вариации из «Раймонды», «Спящей красавицы», «Корсара» и «Лебединого озера», к ним добавились pas de deux из «Эсмеральды» и «Тщетной предосторожности».

Помимо поразительно талантливых москвичек прекрасно выступили петербурженки О.Новикова, А.Сомова, А.Сысоева и Е.Образцова, чье необоримое стремление к совершенству и ликующая ясность танца побуждали гордиться нашей школой. Эстонка М.Селецкая, величественная и спокойная, покорила строгой правильностью черт и непринужденностью царственной осанки. Запомнился жгуче-волнующий танец Е.Софроновой из Казани и мастерство А.Суродеевой, для которой этот конкурс — уже седьмой. И что бы там ни говорили о провинциальности, невозможно забыть колдовскую мелодичность Одетты-Одилии Н.Ершовой из Новосибирска, такой тонкой и вместе с тем обладающей яростной силой. Ей, а еще Е.Востротиной, чей арабеск запечатлен на афише «Ваганова-PRIX», присудили дополнительный спонсорский приз «Надежда России».

Заключительный гала-концерт победителей состоялся 26 июня, в день рождения Вагановой, на сцене Михайловского театра. Первый приз — 3 тысячи долларов — достался сильному и мужественному М.Лобухину, нынешнему выпускнику Академии (педагог Б.Брегвадзе). Подающий большие надежды В.Шкляров из предвыпускного класса (педагог В.Афанасков) разделил второе место с артистичным и гибким Е.Лагуновым из школы В.Писарева. Петербуржцам Г.Попову — виртуозу прыжков и П.Москвито, антично красивому Актеону, исполнившему pas de deux из «Эсмеральды» с Дианой — О.Новиковой достались третьи премии. Такую же получил и виртуозный итальянец М.Гарон, стажирующийся в Академии у Б.Брегвадзе.

Среди девушек неоспоримое превосходство доказала П.Симеонова (педагог С.Головкина), а В.Малахов уже предложил ей стать своей партнершей в Staats Operа. Президентская стипендиатка Е.Образцова (педагог М.Васильева) претендовала на первое место, но так досадно сорвала туры на пуантах, что в результате получила второй приз вместе с О.Новиковой (педагог М.Васильева) и стажирующейся у нас японкой Нанами Терай. Третью премию взяли грациозная А.Сомова (педагог Л.Сафронова), предвыпускница, которой мы еще будем восхищаться в будущем, и москвички Е.Крысанова и А.Сташкевич. Кроме того, все прошедшие на III тур получили диплом и денежную премию, равную 300 долларам. В призовом фонде были предусмотрены еще две номинации — премия К.Сергеева «за лучшее партнерство» и И.Зубковской «за красоту танца», но на сегодняшний день жюри не разглядело достойных этих наград. Ничего, тем дороже они станут на следующем конкурсе.

Конкурс показал, как сильно возросло техническое мастерство выпускников и учеников — самой младшей стала четырнадцатилетняя американка К.Далтон, и не только на ее примере стало очевидно, что виртуозность теснит образность танца, т.е. то, что делает его искусством. Обидно и то, что далеко не все правильно используют свои богатые природные данные.

Дух соревнования одновременно и помогал и мешал участникам. В танце каждого ощущалось стремление собрать все силы в кулак и выступить лучше других, а как непросто преодолеть сознание того, что любая ошибка может стать роковой… А вообще-то, «Ваганова-PRIX» прошел на едином дыхании. И, несмотря ни на что, это испытание с честью выдержали все, создав на конкурсе атмосферу праздника красоты, юности и таланта.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.