Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…

Не знаю причин, но слово «Лысьва» почему-то всегда означало край, театральную глухомань. Вот дальше Лысьвы ехать некуда. И не в Лысьву же ехать! Даже если есть «театры малых городов», городские театры — Лысьва в самом конце списка…

Отправляясь в Пермскую область, я узнала по дороге, что долгие годы театром руководил режиссер А. Савин, что его имя присвоено теперь театру, что десять лет назад театр сгорел и играют на малой сцене и в фойе… Одно слово — край.

К.Савина (Феодора), О.Павлов (Юстиниан), Е.Елькина (Зоя). «Отравленная туника». Фото из архива театра

К.Савина (Феодора), О.Павлов (Юстиниан), Е.Елькина (Зоя). «Отравленная туника». Фото из архива театра

В центральном парке Лысьвы среди прочих деревянных скульптур стоит Красная Шапочка, которой кто-то спилил нос и «выбил» зубы. Дерево потрескалось, и Красная Шапочка выглядит старушкой. С противоположной стороны дорожки на нее уныло смотрит такой же потрескавшийся волк. Таковы «предлагаемые эстетические обстоятельства» этого населенного пункта…Обшарпанный городок с облупившимися, заплатанными фасадами советской застройки разных лет (новый мэр С.А. Рихтер успел уже заасфальтировать центральную улицу и обещает приняться за фасады, а пока штукатурка каждую минуту грозит обвалиться тебе на голову).

Посреди «коммунального пейзажа», от которого хочется повеситься через час, существует театр, билеты в который проданы на два месяца вперед, где играют М.Фриша, П.Шеффера, Н.Коляду, А.Арбузова, В.Соллогуба, Н.Гумилева. На закрытии сезона в большом ДК 700 человек, купивших дорогие билеты (150–200 рублей — огромная цена для Лысьвы, да и не только для нее), смотрели «Отравленную тунику», явно хранящую культурную память о Камерном театре и Александре Экстер. Лысьва неожиданно оказалась очень цивилизованным театральным местом. «Велико незнанье России посреди России».

В театре стабильная, даже «династийная» труппа. Александр Миронов проработал здесь 41 год, его дочь Наталья — ведущая молодая актриса. В одном спектакле встречаются Клавдия Савина — несомненная мастерица среднего поколения, переигравшая, как говорят, весь возможный репертуар, — и ее сын. В программках натыкаешься на одну и ту же фамилию по много раз, поскольку есть еще невестки, зятья… Труппа удивительным образом предана этому месту, этому театру, хотя за последние годы переживала разные периоды. Был и действительно — край.

О.Павлов (Кюрман), Н.Миронова (Антуанетта). «Биография». Фото из архива театра

О.Павлов (Кюрман), Н.Миронова (Антуанетта). «Биография». Фото из архива театра

Несколько лет назад директором театра стал его главный художник Юрий Милютин. Есть надежда, что через год он откроет отстроенное после пожара здание, а пока действительно играют в уже отремонтированном фойе, гастролируют, пробуют организовать в Перми систему клубных спектаклей (пока с успехом показывают при этом бизнесменам… «Биографию» Фриша, а планируют поставить Шницлера). Год назад театр принял главный режиссер Евгений Ланцов. Три его спектакля («Биография», «Беда от нежного сердца», «Персидская сирень») продуманы и решены жанрово, стилево, пространственно. Каждый раз он точно включается в стиль автора, но при этом никуда не исчезает его собственный юмор и несколько отстраненный взгляд на материал.

«Персидскую сирень» Н.Коляды Клавдия Савина и Николай Волхонский играют мягко и жестко одновременно. Это не сюжет о том, как «встретились два одиночества», это сюжет о том, как, встретившись, два одиночества остались таковыми. Никаких иллюзий. В финале Она уходит, так ничего и не поняв, а Он остается нюхать на почте чужие письма, составлять по ним, как Парфюмер Зюскинда, «букет», заменяющий собственную жизнь. В конце Он, так же, как и в начале, поет под гитару шоферскую песню, а Она в безумном «духовном» воодушевлении декламирует сама себе Есенина…

«Беда от нежного сердца». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Беда от нежного сердца». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Беда от нежного сердца» В.Соллогуба пропитана стихией русского романса под «живой» рояль, солирует в водевиле Н.Миронова, которую легко представить себе в этот момент и Агафьей Тихоновной, и Марьей Андреевной…

Но она появляется Антуанеттой в «Биографии». Спектакль идет в открытом пространстве, на помосте, и это не только вынужденные пространственные обстоятельства фойе — это и «открытая структура» Фриша, когда зритель может «простреливать» ситуацию насквозь, наблюдать ее с противоположных сторон. Идет «репетиция наоборот», когда герою, Кюрману (Олег Павлов), предложено переиграть свою жизнь. Но он — мужчина, а потому, как ни пытается, не может сделать выбор, Антуанетта еще и еще раз остается с ним. Выбор может сделать только она, женщина, однажды навсегда, со сцены и оставив Кюрмана уже вовсе безо всякого смысла жить.

В «Отравленной тунике» (режиссер Андрей Санатин) неожиданно внятно по смыслу и пластически изысканно актеры осваивали трудный текст. «Конструктивистская» арка, качели, напоминающие лодку, текст, положенный на постоянное скользящее движение тел… И превосходный поединок яркой, «пряной» Феодоры — К.Савиной, впитавшей, кажется, все пороки «византийства», — и юной Зои — Е.Елькиной. Девочка, появляющаяся на сцене, моментально притягивает внимание: наполненная, «звучащая» очень чистым звуком, совсем молодая актриса. Она, Елена Елькина, несомненно, может стать редкой героиней труппы. Если не украдут. А опасность есть…

Теперь, встречая театральных знакомых, я говорю: «Вы представляете, в Лысьве…» — «Где это?» — спрашивают меня. Для них это по- прежнему — край. Тогда я сообщаю, что мэр обещал за год достроить театр и проводить в нем фестивали малых городов. Может быть, тогда имя города зазвучит по-другому? Если бы знать…

Май 2002 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.