Традиционно учебный год в балетном училище заканчивается спектаклем на сцене Мариинского театра. Выпускники впервые выходят на сцену в новом качестве: они уже не ученики, а полноправные коллеги ныне действующих артистов балета, получающие первую возможность заявить о себе. Кроме того, спектакль — своего рода отчет и Академии в целом. Ведь на сцену вместе с выпускниками выходят их младшие товарищи, а представленная программа отражает устремления руководства и педагогов школы.
Нынешний год отмечен двумя событиями. На сцену Мариинки, пусть не в полном объеме, вернулась «Золушка» в постановке К.М.Сергеева. Можно воспринимать это событие как ответ на «новозолушек» М.Большаковой и А.Ратманского: самое время оглянуться на былые достижения, связанные с воплощением замечательной партитуры Прокофьева. А может быть, Академия подтверждает свое назначение как хранителя традиций русского балета, отдает дань памяти выдающемуся артисту и художественному руководителю школы К.М.Сергееву и вместе с тем преподносит подарок Н.М.Дудинской — первой исполнительнице партии Золушки — в честь вручения ей премии «Золотая маска». Вторым событием, в силу редкости такового, можно назвать и класс-концерт, продемонстрированный в первом акте.
Нельзя не приветствовать идею включить в программу выпускного спектакля фрагменты уроков историко-бытового, характерного, дуэтного и модерн танцев. Закрытость учебного процесса порождает легенды, и всегда интересна и привлекательна возможность дать художественную иллюстрацию будням школы. Между тем, в класс-концерте, как в зеркале, отразились все сильные и слабые стороны академического образования.
Классический танец, как нечто само собой разумеющееся, вообще не был включен в программу. Его функции пришлось взять на себя блоку дуэтного танца, а поскольку для рядового зрителя разница между собственно классическим танцем и его дуэтными особенностями неуловима, то композиция и прочиталась как фрагмент урока классики. К сожалению, составленный В.С.Десницким методично и музыкально, качественно отрепетированный, блок дуэтного танца, оказавшись в финале отделения, стушевался на фоне предшествующих беспорядочных композиций.
Фрагмент, посвященный историко-бытовому танцу, был скомпонован не так гладко. Учебная комбинация, демонстрирующая работу с плащами, стилизованный «Бранль» в постановке выпускника Консерватории В.Романовского и фрагмент чарльстона из «Красной Жизели» Б.Эйфмана — весь этот винегрет имел к историческому танцу весьма косвенное отношение. Претензий на историзм не было и не могло быть, поскольку и бранль, и чарльстон — это авторские постановки, преследующие сугубо художественные задачи. А там, где надо было показать владение дисциплиной, — все выглядело весьма печально. Так как все петербургские выпускники — потенциальные солисты, то восемь человек, путаясь в плащах, ярко проявляли свою индивидуальность. Держать при этом равнение, соответственно, не обязательно. Блок получился наиболее неубедительным, выдав отношение к историческому танцу как к второсортному предмету.
В предоставленное временное пространство для модерн-танца молодой педагог М.Попова уместила отдельный номер на музыку Вивальди. Несколько броских комбинаций из арсенала современного танца в полифоническом изложении со сменой группировок, контрасты прыжков и партерных движений составляли цельную емкую композицию, смотревшуюся на одном дыхании. Это первый реальный результат введения курса джаз-модерн танца в Академии. Познакомившись с новой для них техникой, ребята значительно расширили свои возможности и органично почувствовали себя в непривычной для них хореографии, подтвердив качественную работу педагога.
Характерный танец в ряду преподаваемых в школе дисциплин стоит на втором месте. Однако предложенная программа не раскрыла возможностей старшеклассников и наполовину. Характерный танец многообразен и именно тем интересен. Испанский и цыганский, представленные в концерте, были похожи как братья-близнецы. Это касается в равной степени и хореографии, и музыки. Тарантеллы, задорно исполненной между «танцами в длинных юбках», было явно недостаточно, чтобы отдать дань многоликости характерного танца.
Класс-концерт очевидно требует работы постановщика. Хорошая идея в этом году была реализована довольно формально. Будем надеяться, что в следующем году к его подготовке педагоги приложат больше творческих усилий.
Второе отделение — традиционный дивертисмент, позволяющий выпускникам заявить о себе. Здесь зрителя ожидала интересная разнообразная программа. Pas de deux из «Спящей красавицы» (А.Сомова, Г.Попов) и «Эсмеральды» (О.Новикова, П.Москвито) — признанные шедевры хореографии — соседствовали с изысканным Pas de cinque в постановке Г.Д.Алексидзе (В.Цыганова, А.Гавриленкова, К.Горбачева, А.Виденина и Д.Русакова) и дуэтом в русском стиле К.Вичека (Е.Емельянова, А.Лапшанов). Шквал аплодисментов заслужил шуточный дуэт Р.Пети «Медленный вальс» в исполнении А.Сысоевой и выпускника будущего года А.Куликова. Все до единого участники дивертисмента танцевали от души. Артистичность и свобода, наравне с наработанной годами техникой, сделали отделение живым, насыщенным и ярким.
Второй акт из балета «Золушка» с хореографией К.М.Сергеева был восстановлен к выпускному спектаклю. В нем смогли проявить себя как выпускники, так и их коллеги помладше. Каждому участнику предстояло, помимо освоения технической стороны партии, осмысленно подойти к своим ролям. Главные герои справились с задачей на «отлично». Е.Образцова и М.Лобухин (Золушка и Принц) показали себя блестяще — как сформировавшиеся артисты. Хороши были и совершеннейшие «безобразницы» — сестры Золушки (В.Цыганова, А.Виденина), свободно и раскованно чувствующие себя в рамках спектакля. Гармоничные массовые танцы, характерная мазурка, возглавляемая Е.Чеботарь и И.Архипцовым, создали атмосферу сказочного бала, которой так не хватает в новых постановках «Золушки». Немало этому способствовали костюмы и декорации Т.Г.Бруни. Трогательные арапчата-пятиклассники и старательные «до упаду» гномы подняли настроение не только своим родителям. Думается, работа над этим спектаклем объединила воспитанников и педагогов в творческом порыве. Будем надеяться, что им хватит сил и возможностей довести начатую работу до конца и представить «настоящую Золушку» в полном виде. У Академии появится, наряду со «Щелкунчиком», еще один фирменный спектакль.
Хочется верить, что все то хорошее, что получили выпускники за время обучения в Академии, не пропадет даром. Неизвестно пока, как сложится их будущее, будет ли иметь для них выпускной спектакль такое же счастливое продолжение, как и бал для Золушки, но школа, которую они прошли, научила их трудиться, а это залог умения найти свое место в жизни.
Комментарии (0)