Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

РУБИНШТЕЙНА, 18

Здание на улице Рубинштейна (б. Троицкой), 18, построенное по проекту академика архитектуры Г. Косякова, имеет богатую и разнообразную театральную историю. В ноябре 1911 ода здесь открылся Троицкий театр миниатюр, созданный Александром Фокиным, братом знаменито балетмейстера, де шли небольшие пьесы и фарсы. Первым художественным руководителем театра был А. Долинов, затем В. Раппопорт. Из числа известных драматических актеров в Троицком театре работали В. Топорков и Ф. Курихин.

В 1917—18 годах помещение Троцкого театра арендовал режиссер Константин Марджанов, с приходом которого в репертуаре театра появились такие пьесы, как «Лекарь поневоле» Мольера, «Шлюк и Яу» Гауптмана, «Кающийся» Леонида Андреева. Марджанов не пытался менять жизнь театра в мелочах (по-прежнему представления давались в два сеанса, по-прежнему публика сидела в пальто, как в кинематографе), но он заразил всех духом высокого профессионализма. Два спектакля — «Саломея» Уайльда в «Ганнеле» Гауптмана — лучше всего выразили режиссерские поиски Марджанова в тот период. В роли Саломеи блеснула опереточная дива Н. Тамара, показавшая себя великолепной драматической артисткой.

Малый драматический театр. Фото В.Васильева

Малый драматический театр. Фото В.Васильева

Троицкий театр просуществовал вплоть до 1922 года. Затем в его помещении открылся кинематограф с несколько необычным названием «Баба Яга» (или иначе — «Кино-Троицкий-Художественный»). Главным номером в программе кинематографа была сама «фильма» (как тогда говорили), а затем шел «дивертисмент», в котором исполнялись модные в те годы эксцентрические танцы, дуэты из оперетт, мелодекламации и романсы. Кинотеатр «Баба Яга» закрылся в 1926 году.

Позже в доме на Троицкой находит пристанище Театр сатиры, руководимый Д. Гутманом. В театре шли одноактные пьесы и обозрения. Завлитом и автором театра был сатирик В. Ардов. Начинал в этой труппе молодой, тогда еще малоизвестный Б. Бабочкин. Один из первых своих спектаклей (веселое обозрение «Пуприяки в Ленинграде») оформил здесь начинающий художник Н. Акимов. Работал в труппе и уже знаменитый тогда, приглашенный из Свободного театра, Леонид Утесов.

Кода Ленинградский театр сатиры переехал на Невский проспект, в доме на Троицкой разместился Театр пародии «Кривое зеркало». Он возник еще в 1908 году, по инициативе актрисы 3. Холмской, при Петербургском театральном клубе. Возглавлял «Кривое зеркало» блестящий критик, «рыцарь театра» А. Кугель. Театр был в основном литературным, выступавшим против ревизии классики, театральных штампов, отстаивающим художественный вкус, уважение к автору. Самым знаменитым спектаклем этого театра была «бессмертная» опера «Вампука» (на музыку В. Эренберга), дольше других удерживался спектакль под названием «Гастроль Рычалова» — блистательная пародия на гастрольные выступления трагика В. Папазяна. Наряду с пародийными спектаклями в театре «Кривое зеркало» шли пантомимы на темы из «Декамерона» Боккаччо в постановке Н. Фореггера. Песенки настроения исполняла обаятельная Ксения Куракина (мать кинорежиссера И. Авербаха). М. Понна и А. Каверзин выступали с акробатическими танцами. Театр «Кривое зеркало» создал и свой жанр — «жанр заседаний», например, «Торжественное заседание по вопросу о режиме экономии». Театр «Кривое зеркало» существовал до 1931 года, хотя после смерти Кугеля в 1928 году этот театр словно «утерял душу».

В конце 1928 года помещение на Троицкой передается Техникуму сценических искусств (ТСИ) как площадка для показа студенческих работ. В 1929 году здесь родился Молодой театр. Он возник из выпусков двух мастерских ТСИ: курса С.Радлова и курса В. Соловьева. Мастерская Радлова показала здесь «Близнецов» Плавта, а выпускники Соловьева — «Кинороман» Кайзера. Постепенно две мастерские объединились. «Соловьевцев» ввели в радловский спектакль «Похождения бравого солдата Швейка». А «радловцы» участвовали в постановке Соловьева «Конец аса» (о краскоме Пояркове). В начале 30-х годов труппа Молодого театра участвовала в спектаклях Радлова — «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Привидения» Ибсена, превратившись фактически в театр-студию под руководством Радлова. Здесь, в студийном братстве, начинали многие интересные актеры. Среди них И. Гошева и Б. Смирнов — будущие мхатовцы, Н. Вальяно — актер Ленакдрамы, В. Сошальская — актриса Театра им. Моссовета.

В последние предвоенные годы помещение на Рубинштейна, 18, становится базой Колхозно-совхозного передвижного театра им. Леноблисполкома под руководством П. Гайдебурова. Эстафету гайдебуровского театра подхватил Областной Малый драматический театр (открытый 6 ноября 1944 года), получивший в 1956 году стационар на улице Рубинштейна.

С тех пор здесь работали режиссеры Е. Шифферс, Г. Яновская, Ю. Дворкин. Возглавляли театр: Л. Юренин, Я. Хамармер, В. Голиков, Ю. Ермаков, Е. Падве. С 1984 года главным режиссером МДТ становится Л. Додин.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.