Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АКТЕРСКИЙ КЛАСС

ТАКОЙ РАЗНЫЙ АНГЕЛ. АЛЕКСАНДРА МАГЕЛАТОВА

Галерея действующих лиц спектакля Андрея Могучего «Губернатор» представляет собой в прямом смысле серую картину (грим актеров мертвенно-земляного цвета). Но выделяется в их ряду один персонаж, лишенный этой неживой бледности, — юная гимназистка, пугливо прячущаяся за красным флагом.

А. Магелатова (Гимназистка). «Губернатор». Фото С. Левшина

Эта хрупкая девушка — зеркальное отражение ангелов смерти, прибывших на Землю, чтобы свершить возмездие над убийцей женщин и детей. Гимназистка — ангел жизни, спасающий душу Губернатора; единственный герой, говорящий искренно о милосердии, спасении и прощении. Ей же дано последнее слово в спектакле: «Надо любить человека». Но она не святая и даже более живая, чем остальные действующие лица, — с мягкой картавостью, с прерывающимся дыханием от прыжков на скакалке. Гимназистка оказывается на границе двух миров, сталкивающихся в спектакле, — мира Губернатора и мира рабочих. Она принадлежит третьему — чистому, невинному девичьему миру. Почти иноземной предстает она на огромной сцене, где воцаряется тишина, когда она по-детски просто и честно, с небольшим трудом (из-за картавости) читает свое письмо Губернатору. Гимназистка здесь становится голосом самой истории, провозглашающей ценность человека.

А. Магелатова (Черный ангел). «Zholdak Dreams: Похитители чувств». Фото С. Левшина

С такой удивительной актерской честностью, реалистичностью возникла Александра Магелатова на большой сцене Большого драматического театра в спектакле, в котором все дышит театральностью.

А. Магелатова. Фото С. Левшина

Амадео Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн»

Но другая ее известная роль (самая первая в БДТ, но на Каменноостровской сцене) диаметрально противоположна Гимназистке. В спектакле «Zholdak Dreams: похитители чувств» актриса исполнила роль Черного Ангела. Совершенно лишенная голоса (ее, как и других персонажей, озвучивают Полина Дудкина и Сергей Стукалов), она играет абсолютное зло. Актриса настойчиво повторяет быстрые, резкие движения, странно подергивает лицом, ходит стремительно и с шумом, в глазах ее восторг смешивается с азартом и безумием — Жолдак играет с театральными и кинотрадициями, и Черный Ангел напоминает инопланетных чудовищ из фантастических фильмов. Она шипит, растягивает рот, в одной сцене «сбрасывает кожу», обнажая свое неведомое пугающее существо. Иногда оказывается мелкой пакостницей, почти нечистью (озвучка ее голоса в этих моментах похожа на озвучку мультипликационного фильма). При этом Магелатова — персонаж «от театра»: Жолдак избыточно театрален, и появлению Черного Ангела предшествует фраза: «Она проникает через тексты Гольдони для встречи». Сама Черный Ангел потом будет задавать вопрос: «Ты понимаешь этих людей?.. Персонажей, отражателей людей. Ты их понимаешь?» Она же влияет на действие: бросает героев в разные стороны, решает, застрелиться ли Панталоне или нет. Персонаж Магелатовой в этом спектакле сложен и вновь пограничен. Кроме того, она не только участвует в действии, но и режиссирует его.

Эти две роли актриса называет двумя сторонами своего темперамента1. Саму себя она определяет вполне исчерпывающе: «Мне нравится видеть абсолютный свет, чистоту, небеса, ангелов, но также падать вниз, в самое сердце тьмы»2. В одних своих «воплощениях» актриса — идеалистка, в других — низвергательница идеалов, проповедующая уже не вселенскую любовь, а страх и разрушение. Амплитуда ее возможностей — от абсолютной искренности до гротеска и клоунады.

Самым ярким воплощением последних двух приемов стала роль уродца Зюпа в спектакле Андрея Могучего «Три толстяка», состоящем из нескольких эпизодов. Тело актрисы неестественно перекошено, из рукавов торчат длинные деревянные руки. Лицо забелено, у глаз подтеки, рот — грустного клоуна. Магелатова говорит высоким срывающимся голосом. Ее персонаж постоянно наводит панику, дрожит, кричит, бежит от любой опасности. Актриса делает своего Зюпа смешным цирковым персонажем, но есть в нем что-то внушающее страх. Она похожа на древний дух, выпущенный на свет неразберихой войны.

Как и спектакли Андрея Могучего, творческую судьбу Александры Магелатовой можно назвать монтажом аттракционов. Столь резки перепады от роли к роли.

И вот следом за Зюпом появляется первый спектакль за пределами БДТ — «Онегин. Сны Татьяны» Романа Габриа в «Приюте комедианта». В каком-то смысле две грани актерской природы Александры Магелатовой слились в этом спектакле, «черное» и «белое» начали взаимодействовать.

Татьяна первого акта — некрасивый, немного дикий подросток. Ее неокрепшая душа от новых чувств мечется в лихорадке. Читая свое письмо, она переходит с шепота на крик, бьется в истерике, а потом по-детски искренне и наивно поверяетсвои чувства. Но на абсолютный уровень искренности актриса выходит в сцене объяснения с Онегиным. И говорит она не пушкинскими стихами, а прозой. И проза эта звучит из уст Татьяны правдивее, чем любые стихи. «Любите меня, пожалуйста, любите меня», — как молитва героини Богу, как признание поражения перед непосильным испытанием и как высшее проявление смелости. Героиня Магелатовой вновь иноземна, она не принадлежит миру, где господствует Хандра (дописанный Габриа персонаж), где дружба заканчивается убийством, а любовь ограничивается физическим влечением (сюжетная линия Ленского и Ольги). Любовь Татьяны поднимает ее до ангельской высоты, но и бросает в темноту человеческой души, и героиня способна кричать, плакать и даже резать себе вены. Но она выживает и надевает «траур по своей жизни». Замуж она выходит в черном, зашивает рот и продолжает любить. Но не Онегина, не того, кто уничтожил ее, а его образ, упущенную возможность счастья. Магелатова показывает разрушенного человека, и Татьяна уже не кричит о своей боли, а прячет ее в глубине души. Твердый уверенный взгляд актрисы, играющей теперь светскую красавицу, убеждает в неотвратимой перемене, произошедшей с ее героиней. И эта монахиня, безропотно, как кажется, несущая свой крест, оборачивается ангелом мести и убивает своего обидчика не словами, а более действенным оружием. А в финале целуется с Хандрой, как бы вместо Онегина обручаясь с ней и окончательно погружаясь в черное болото тоски без права возврата.

А. Магелатова (Зюп). «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание». Фото С. Левшина

А. Магелатова в спектакле «Аустерлиц». Фото С.Левшина

И дальше актриса пошла по пути все большего усложнения своих образов. Последний спектакль с ее участием «Палачи» Н. Пинигина — серьезное испытание для молодого актера. На сцене — золотой состав труппы БДТ. Конечно, центральной фигурой является Олег Басилашвили, ради которого спектакль и ставился. Сценического времени у Александры Магелатовой немного. Вечно киснущая, скучная дочь палача Ширли, наверное, не так уж и интересна зрителю. Но актриса играет настоящую трагедию взрослеющего человека, которого не понимают ни мир, ни даже родители. Мира она боится, прячется от него, забиваясь в угол. Непонимание же родителей каждый раз сильно ранит ее, а их излюбленная фраза «не кисни» доводит до бешенства (но оно не прорывается наружу, а бушует внутри), собственная невозможность коммуницировать возмущает ее до боли. Александра Магелатова добавляет сложные краски, объем ее роли велик. Замкнутая, забитая и пугливая, она прячет от всех большой ум и богатую душу. Эта роль очень четко и достоверно простроена Магелатовой в плане чередования эмоций, в каждой из которых ее героиня совершенно искренна, — грусть, радость, страх, ненависть самые настоящие, бурные, раз и навсегда, как это и бывает у подростков. При этом Магелатова не отказывает себе в актерских шалостях, делая сцену разговора Ширли с Муни довольно комичной, — она забавно борется с волнением, смущается, пищит, говорит глупости срывающимся голосом. Правда, и в этом есть оттенок грусти, болезненность неуверенной в себе девушки. Совершенно понятно, почему эта Ширли сбегает из дома с едва знакомым человеком, — в первую очередь это безрассудный бунт юного существа, пытающегося доказать свое право на весь мир. Вот только в Ширли второго акта не остается ни тени той, которую мы наблюдали все первое действие. И это преображение даже вызывает некоторое недоумение: новая, освободившаяся Ширли несет в себе лишь одну краску — это пародия на девушку-оторву. Оправдать эту перемену можно, пожалуй, актерской природой Магелатовой, склонной к такому, почти цирковому, способу существования и к такой экспериментально-резкой смене «белого» на «черное».

А. Магелатова (Черный ангел). «Zholdak Dreams: Похитители чувств». Фото С. Левшина

Но столь любящая актерскую свободу, Александра Магелатова способна и на полное отречение от себя и принятие жестких режиссерских рамок. После спектакля Евгении Сафроновой «Аустерлиц» можно долго размышлять о роли актера в нем. Магелатова, являющаяся частью своеобразного хора, воспроизводит сложный текст романа, при этом ломая привычную мелодику и ритмику речи неожиданными паузами, расставляя новые акценты. В ее глазах — абсолютное сосредоточение, вглядывание в невидимую нам точку, в которой словно бы сконцентрирована суть мира. Актеры в этом спектакле лишены возможности выражать эмоции или давать оценку истории. Завороженная, загипнотизированная, отстраненная — Магелатова здесь сродни машине, точно и настойчиво выполняющей свою задачу.

А. Магелатова (Ширли). «Палачи». Фото С. Левшина

А. Магелатова (Татьяна Ларина). «Онегин». Театр «Приют комедианта». Фото С. Левшина

А. Магелатова (Татьяна Ларина). «Онегин». Театр «Приют комедианта». Фото С. Левшина

Судьба благоволит к Александре Магелатовой: сразу после театрального отделения Балтийского института экологии, политики и права (Мастерская Александра Строева) она попала в БДТ. И эта огромная сцена одного из главных театров страны ей на удивление «впору» — с самых первых ролей ее ангелы уверенно сходят в миры спектаклей. И сходят чаще всего неслышно, тихонько нашептывая простые истины, но иногда с шумом врываются и рушат весь мир. И это стремление актрисы к противоположностям и контрастам совершенно не перерастает во внутреннее противоречие, напротив, оно позволяет на наших глазах формироваться гармоничной актерской натуре: любя крайности, Александра Магелатова ловко балансирует между ними. Как на палитре художника «черное» и «белое» в разных долях могут дать множество оттенков, так и полярная природа актрисы таит в себе немалый запас возможностей.

Январь 2020 г.

1 См.: Мельник А. Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники // Петербургский авангард. 2018. 19 февр. URL: http://avangard.rosbalt.ru/interview/aleksandra-magelatova-zriteli-dazhe-sami-ne-znayut-chto-oni-edinomyshlenniki/ (дата обращения 11.01.2020).
2 Художник, маньяк, святая: Александра Магелатова о роли Татьяны в спектакле «Онегин» и немного о себе // Porusski.me. 2018. 24 сент. URL: https://porusski.me/2018/09/24/094-aleksandra-magelatova-onegin/ (дата обращения 11.01.2020).

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.