Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АКТЕРСКИЙ КЛАСС

НЕ МИРОВАЯ ДУША, НО ЕЕ ИДЕЯ…

А. Кучкова. Фото С. Левшина

Амадео Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн»

Алена Кучкова удивительно ровно существует на сцене БДТ. Не увлекается мигом собственной импровизации и не «выключается» в ожидании своей реплики. То есть она всегда вовлечена в действие, но никогда не переигрывает. «Никогда не переигрывает» звучит очень ответственно, но это похоже на правду… Она играет, выбирая «сегодняшнюю» тональность, ищет в ней созвучие с настроением партнера.

Сама актриса часто публикует смешные видео в Инстаграме, а вместе с Геннадием Блиновым они снимаются для ютуб-канала БДТ в коротких видеопантомимах о том, как пролетариат ходит в Фанерный театр. Пластика и мимика Кучковой всегда оказываются важнее спокойной интонации чуть хрипловатого голоса.

Хотя зачастую она прячет какие-то движения, «экономит» их, чтобы позже сконцентрировать внимание зрителя на важном жесте. Возможно, это трудно описываемое существование на сцене связано с тем, что в 2010 году Алена Кучкова окончила в СПбГАТИ мастерскую И. А. Зайкина, воспитывавшего артистов кукольного театра.

Умея не только быть незаметной на сцене (хоть это звучит и странно), когда это нужно, Кучкова выстраивает и особые взаимоотношения с предметами, например, показывая произошедшую в герое перемену при помощи ботинка. Это особенно заметно в спектакле «Крещенные крестами».

Каждый из пяти артистов разыгрывает хотя бы одну миниатюру из автобиографического произведения Эдуарда Степановича Кочергина. Кучкова не только создает карикатуру на противную начальственную Жабу, но и играет хорошую Машку Коровью Ногу, и сибирячку, встречающую с военного поезда мужа-калеку, и даже Митяя — первого друга Кочергина.

Жабу Кучкова обозначает звуком: резко стуча каблуками по деревянным доскам и потряхивая руками, актриса словами описывает невыносимый характер героини. Разделяя действие на то, что слышит, и то, что видит зритель, она как бы передает повествование партнерам. Жаба больше не рефлексирует на свой счет, самодурно продолжая истязать детей. В образе же Коровьей Ноги — сердобольной работницы детприемника — Кучкова концентрируется на небогатом, но положительном внутреннем мире героини. Сцена, как она сама лечит раны и получает ботинок на больную ногу, разительно отличается от эпизода, когда жесткая Жаба заставляет детей позировать для ее патриотических картин. Зритель сопереживает нарисованной несколькими штрихами Машке и практически ненавидит эту отвратную Жабу.

Еще больший «фокус» происходит с персонажами, случайно встреченными Кочергиным в дороге, то есть не наделенными особыми чувственными характеристиками. Но именно они носители общечеловеческих черт, о которых Кучкова не может рассказать «от автора». Когда она говорит про женскую часть детприемника, она плачет. И плачешь ты — не потому, что это хорошо сыграно, а с полным ощущением того, что тебе рассказывает что-то близкий человек, и он плачет, потому что ему больно, а ты плачешь именно из-за этого осознания — что ему больно.

В следующий раз Алена Кучкова, переодетая в рубаху и штаны, с натянутой до бровей шапкой и котомками, появляется в образе слепого мальчика Митяя. В первый момент кажется, что актриса и правда на время этих сцен потеряла зрение, а не закрыла глаза. Она чуть дергается, как будто реагирует только на звук и ориентируется по его громкости, наклоняя голову то больше, то меньше, как бы регулируя себя. Рукой она обязательно ищет что-то, принадлежащее собеседнику, — край рубашки или руку. Митяю свойственны спокойные рассудительные интонации, контрастирующие с решительными интонациями (и действиями) автора истории.

А. Кучкова (Ирина). «Три сестры». Фото С. Левшина

И даже в этой сцене Кучкова не переигрывает. На всех показах, что я видела, она очень естественно «знакомится» с героем, изучает его, слушает других. Ощупывая чуть ли не каждый палец собеседника, актриса не делает это автоматически. Ты видишь, что ей это нужно. Чувствуешь, когда в моменты тревоги она крепко сжимает руку друга. И пока руки пытаются понять, что происходит, лицо выражает полное смирение.

А. Кучкова в спектакле «Аустерлиц». Фото С. Левшина

Актриса вообще не торопится взаимодействовать с предметами. Она как бы сближается с ними, как и с партнерами.

В спектакле Владимира Панкова «Три сестры» она играет Ирину. Здесь полноправным участником действия являются не только артисты, но и время. Даже не время, а человеческая память: на сцене одновременно существуют «пожилые» сестры, припоминающие опыт своей юности, и сестры «чеховские», еще собирающиеся «в Москву, в Москву». Кучкова, которая каждый раз играет спектакли с разным настроением, от лирического до даже залихватски-задорного, может быть Ириной всякой. Точнее, ее Ирина по-человечески эмоционально подвижна: с Чебутыкиным она говорит иначе, чем с Тузенбахом, с сестрами же пытается быть как бы естественной. Возникает заметный контраст с всегда одинаково нервной Машей или усталой Ольгой. У Кучковой в этом спектакле, где все кричат и бегают по сцене, — образ, свойственный скорее полифонической режиссуре Петра Фоменко.

В. Княжев (Николай Мотыльков), А. Кучкова (жена Николая Мотылькова). «Слава». Фото С. Левшина

В последней своей работе — студенческом спектакле Антона Морозова «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» по тексту Лагарса (в рамках проекта «Курсовая») — Кучкова играет Старшую. Вместе с Юлией Марченко, которой досталась роль Матери, они «воплощают» процесс ожидания, балансируя между склеиванием каких-то осколков реальности (женщины разных поколений одной семьи ждут, когда домой вернется брат-сын-внук) и вторжением в метафизическое пространство.

А. Кучкова в спектакле «Крещенные крестами». Фото С. Левшина

Роль Старшей не имеет никаких особенных перипетий. Если Самая Молодая страдает, что ее никто не замечает, а Вторая предпринимает робкие попытки вырваться из этого ожидания («принарядиться» и пойти танцевать), то Старшая всю жизнь просто терпит. Мы знаем, хоть и не понимаем, что какая-то «личная» история у нее есть. И найти какую-то свою боль зритель может именно в этом персонаже. Роль Алены Кучковой — «нутро» этого спектакля. Мировая душа? И когда она — не рассказывая, а показывая — спокойно наступает на битые керамические осколки, все в этом спектакле встает на свои места. Перед этим действием, правда, она тщательно готовится — медленно снимает носочки и разувается, как бы показывая зрителю, что принимает эти страдания.

И все равно — несмотря на принятие — в ней есть потрясающий нервный импульс. Ритм — который так важен для этого текста — возникает из световой партитуры (художник Евгений Киуру), когда в лучах появляется постепенно замедляющаяся — как будто уходящая в свои мысли все больше и больше — Юлия Марченко и разрезающая область света своими бесшумными широкими шагами Алена Кучкова.

В каждой роли Алены Кучковой почему-то всегда заметны не перемены в персонаже или движение характера — чувствуется именно «взросление»: переход от некоторой подростковой зажатости к свободе и полноте ощущений. Может быть, от этого в ролях актрисы столько человечности. И есть какое-то счастливое спокойствие от ощущения жизни. Даже в спектаклях Константина Богомолова, где, казалось бы, даже отдаленной задачи взрослеть нет.

А. Кучкова (Старшая). «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Фото С. Левшина

В «Славе» Кучкова играет пионерку, а в спектакле «Преступление и наказание», поставленном в «Приюте комедианта», ее можно увидеть в роли матери Раскольникова. Преодолевать трусость вместе с другим пионером и осознавать новые обстоятельства взаимоотношений с сыном — это все-таки не совсем про взросление. Но про возможности личностного роста? Опять про человечность, получается.

А. Кучкова (Магда). «Пьяные». Фото С. Левшина

А. Кучкова (Глаша). «Гроза». Фото С. Левшина

А. Кучкова в спектакле «Три текста про войну». Фото С. Левшина

Богомолов, приглашая Кучкову, как будто в первую очередь задумывается об имманентности черт актрисы. И он же «всматривается» в ее лицо, позволяя себе долгие крупные планы на видеопроекции или выводя Кучкову на авансцену для монолога. И пока — сколько ни смотри — загадку ее мимики не разгадать. Это как на небо смотреть: облака все время движутся, то сгущаются, то в читаемые образы складываются, то солнце выйдет и начнет припекать. Хочется наблюдать. За новой главной ролью, например.

Январь 2020 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.