Уже который год Мариинский балет работает в крайне неблагоприятных обстоятельствах — выходя на сцену практически ежедневно, зарабатывая основную массу денег для театра, он не получает от художественного руководителя театра достаточных ресурсов для полноценных премьер и достаточного времени для нормальной подготовки премьер хоть каких-нибудь. Наше отечество не может сейчас похвастаться множеством ярких хореографов, работающих с классическими труппами (это в контемпорари изобилие, а как только речь заходит о пуантах — беда), но другие театры страны выходят из положения, покупая права на зарубежные постановки. Мариинский же три года подряд обещал «Алису в Стране чудес» Кристофера Уилдона (первоначально поставленную в английском Королевском балете) и наконец отказался от этой идеи — уговорить поработать за копейку одного из самых востребованных хореографов мира не удалось. С репертуаром, вообще-то говоря, катастрофа. Да, «Лебединые озера» пользуются неизменным спросом и исполняются неизменно качественно — но театр же не может ограничиваться только классикой? Или может?
И вот в ситуации, когда театр не создает премьер-событий, в нем появляются люди-события. Появляется новая плеяда.
Балетный театр, связанный с классикой, не бывает без звезд и без культа звезд — это современная хореография (даже пуантная) может провозглашать всеобщее равенство (см. Нидерландский театр танца), творения же Мариуса Ивановича Петипа так устроены, что испытание Балерины и обожание Балерины заложены в текст. Звезды всегда появляются непредсказуемо — даже когда в школе готовит выпуск знаменитый педагог, никто не знает, сколько молодых артистов «рванет» в театре, а сколько останется на третьих ролях, если не в кордебалете. Бывают целые эпохи, когда в театре восходят одинокие звезды (в Мариинском, к примеру, — Виктория Терешкина, Олеся Новикова). А бывает — вспыхивает плеяда. Плеяда работает на легенду театра больше, чем собрание одиноких звезд. Так было двадцать с лишним лет назад, когда «выстрелили» Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева (к ним тогда молва присоединяла то Майю Думченко, то Светлану Захарову). Так происходит снова, когда мариинскую сцену захватывает поколение 2018 года.
Уникальность сегодняшней плеяды (Мария Хорева, Мария Буланова, Анастасия Нуйкина) в том, что все они — одноклассницы. Ученицы профессора Людмилы Валентиновны Ковалевой — того самого педагога, что сотворила Диану Вишневу, Екатерину Борченко и Ольгу Смирнову. Новые звезды окончили школу два года назад — и за два сезона успели немало сделать в Мариинском театре.
Если говорить о строительстве карьеры — то лидер в этой компании, конечно, Хорева. Она уже первая солистка (одна ступенька до балерины), а главное — в репертуаре уже главные партии в «Баядерке» и «Спящей красавице», «Раймонде» и «Корсаре». У Булановой и Нуйкиной пока статус вторых солисток — но работ тоже немало, хотя чаще — «вторые» роли. Но вот что важно: они все очень разные. У этих звездочек — разный свет.
Хорева — свет прохладный, безупречный, отстраненный. Девушка, судя по всему, перфекционистка — несмотря на то, что главные партии следуют одна за другой, каждая из работ технически совершенна, алмазно безупречна. Ни помарок, ни ошибок, нога всегда поднимется на нужную высоту, рука всегда замрет в необходимом жесте. Будь жив Баланчин — он бы ставил на нее и ставил, сочетание музыкальности и уважения к стилю хореографа вместе с нежеланием «хлопотать лицом» создает поразительную симфоническую балерину. Но есть и некоторая проблема — в балетах Мариуса Петипа необходимо и некоторое количество актерской игры. Там, где сыграть нужно лишь ясность души, — Хорева безупречна. Ее Аврора — воплощенный раннеутренний свет. С Раймондой уже сложнее — но да, возможна и такая трактовка: безупречно ясная и бесконечно отстраненная юная аристократка в принципе не понимает, почему из-за нее рвется в диких чувствах и погибает сарацин. А вот страдание Никии во время «танца с корзинкой» Хорева воспроизводит так, что кажется: пылкий и горький монолог читает с листа актриса с безупречной дикцией — и без каких-либо чувств вообще. Быть может, конечно, что это эффект первого выступления — с танцовщицами такое случается, когда их «примораживает» на дебюте (вспоминается белое лицо Захаровой в вечер ее первой «Жизели» — что, впрочем, очень сработало на образ). Но в целом пока получилась страннейшая вещь — тело в точности проговаривает все «страдальческие» движения, но внутрь не вложено никакого эмоционального содержания. Недоброжелатели после этого дебюта начали вспоминать Анастасию Волочкову — но все-таки, хотя нынешняя пляж-шпагат-артистка в момент выпуска из школы и танцевала очень качественно (во что сейчас трудно поверить), до уровня Хоревой ей было далеко. За Хоревой, конечно, надо пристально следить — благо для этого есть возможность, театр ее ролями не обделяет.
Ее коллега Мария Буланова — чуть ли не прямая ее противоположность. Из нее шарашит темперамент, она может что-то сделать неточно, но в череде быстрых па всем будет начхать на эту неточность — настолько захватывает ее танец. Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Медора в «Корсаре» — это прежде всего страсть, а кроме того — сила. Быстрый поворот головы, Буланова мгновенно вспыхивает, мгновенно кидается в прыжок. Если Баланчин — то, разумеется, угловатые, резкие, саркастичные «Рубины», а не снежные «Бриллианты» (как у Хоревой). Если «Жизель» — то очевидная Мирта, повелительница вилис, — в этом темпераменте есть мощь, и Буланова ее не слишком-то скрывает. Одним из самых интересных дебютов Булановой стал дебют в «Спящей красавице», где она вышла в роли Феи Сирени — благостный сказочный персонаж, вообще-то противостоящий силе Зла, получил — при всей необходимой балеринской хрупкости — уверенную могучесть. Эта фея гарантировала пугающе начавшейся сказке счастливый финал — под ее присмотром он не мог быть другим.
Третья же девушка из новенькой плеяды может получить девиз «В тихом омуте». Анастасия Нуйкина стала замечательной Марией в «Бахчисарайском фонтане» — воплощением исчезающей, растворяющейся интеллигентности под напором простодушных азиатских понятий (тут даже кинжал был не нужен — героиня была обречена). Ее Повелительница дриад в «Дон Кихоте» прорезает сцену в полете совершенно беспечном; каждое па ее феи Бриллиантов в «Спящей красавице» искрится легким смехом. Но в пластике Жар-птицы звучит опасное торжество; и спокойная, уверенная в себе дочь раджи в «Баядерке» мгновенно вспыхивает ненавистью и отдает приказ об убийстве. Сдается мне, что вот этот момент прорыва тайного пламени сквозь покров изящного воспитания станет одной из «фирменных» удач Нуйкиной в будущем.
«Плеядой» звезды нынешней мариинской труппы, конечно же, не исчерпываются. Продолжают работать Екатерина Кондаурова, Виктория Терешкина и Олеся Новикова (то, что последняя все еще в статусе первой солистки, — это какой-то странный анекдот, трудно представить себе Балерину с более точным петербургским стилем). В разряде первых солисток сияют Надежда Батоева и Рената Шакирова, среди вторых солисток воодушевляет поклонников на вечные балетоманские споры Анастасия Лукина. Как минимум две из корифеек — Шамала Гусейнова и Мария Ильюшкина — тоже требуют пристального внимания. В трудные и бедные на репертуарные открытия времена театр спасает Школа — Академия русского балета, поставляющая все новых и новых танцовщиц фирменной петербургской выучки. Ну и, наверное, судьба, заботящаяся о Мариинском театре.
Март 2020 г.

В. Кайшета (принц Дезире), М. Буланова (Фея Сирени). «Спящая красавица». Фото Н. Разиной © Мариинский театр
Комментарии (0)