Д. Голдмэн. «Лев зимой». Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер-постановщик Михаил Черняк

«Лев зимой» — типичный спектакль Молодежного театра. Он о простых человеческих ценностях: о семье, детях, о неизбежной смерти и о том, что мы оставляем после себя. Посадить дерево, построить дом, родить сына…
Такой жизненный план не устраивает короля Англии Генри II Плантагенета (Валерий Кухарешин). Поначалу кажется, что его волнует лишь судьба страны. Старший сын умер год назад, а новый наследник так и не назначен. И вот под Рождество во дворце собирается все семейство, а именно: три сына…
Были у короля три сына, жена, любовница и собственные амбиции. Сыновья, как в сказке, умный, «так и сяк» и дурак. Но счастье не достанется младшему. Каждому придется проявить себя. Впрочем, история не об этом. Суета вокруг короны в спектакле выглядит лишь фоном для выяснения отношений старого короля Генри и его жены Элеонор (Алла Одинг). Фоном, который подчас может заслонить самое главное — любовь Генри и Элеонор. Кажется, что их некогда страстная любовь обернулась непримиримой враждой, но это только на первый, поверхностный взгляд. Это любовь-поединок, любовь-игра, та игра, без которой настоящее чувство обречено на умирание. Генри и Элеонор получают настоящее удовольствие, выпутываясь из ловушек, расставленных друг для друга.
Дворец Генри в Шиноне в декорациях Владимира Фирера обманчиво воздушен. Незавершенность арок вызывает ассоциацию с советским курортом или водолечебницей — Ялта зимой, когда листья пальм гнутся под мокрым снегом. Приглядевшись, замечаешь, что толстые арочные перекрытия выкрашены белой масляной краской, видны шурупы, что постройка не возведена, а грубо сколочена. После антракта некоторые из арок свалены на полу, белые стулья сдвинуты и брошены — что, видимо, должно символизировать «развал» дома. Символичны и цвета: Генри в красном — цвет власти, Элис в белом — невинность, Элеонор в золотисто-охристом, может быть, роскошь и тоже власть, Ричард в зеленом — надежды и так далее.
Взаимные пикировки Генри и «компании» развиваются так стремительно, что не уследить за постоянно меняющим направление движением к цели. Остроумные и многословные тексты Джеймса Голдмэна произносятся быстрой скороговоркой, но все важные моменты акцентированы, соотношение темпа и ритма сбалансировано. Но все немного приглушено, стушевано, выровнено. Как будто острые углы обиты плюшем.
Генри Валерия Кухарешина ироничен по отношению к себе и к другим и при этом необыкновенно нежен. Эта нежность разлита во всех его поступках. Даже осознавая их противоречивость, невозможно противиться обаянию этого короля. Он так пылко ухаживает за Элис (Ольга Медынич), так горяч и своенравен. Он способен внушить любовь. Сыновья, ненависть которых к отцу не очевидна, не в силах поднять на него меч. Грубые слова, обращенные к Элеонор, Генри произносит с очаровательной улыбкой, и непонятно, то ли он сознательно издевается над ней, то ли действительно любит, а скорей, он просто не может откровенно признаться в своих чувствах, так как сразу станет уязвимым.
Элеонор Аллы Одинг — агрессор, врывающийся на чужую (некогда свою) территорию. Ее пластика стремительна, она точно знает, что хочет и как этого добиться. Для нее подобные «схватки» — это борьба не только за престол для сына, но и за чувства Генри. Элеонор жестче Генри, часто ее нападения похожи на агрессивность загнанного зверя. Генри намного раскованней и свободней Элеонор, но Одинг удается (во всяком случае, при первом появлении) пустить пыль в глаза и доказать, что она воистину королева и достойная соперница короля Англии.
Сыновья королевской четы, появляясь на сцене веселой ватагой, совсем не выглядят разобщенными. Будучи соперниками в борьбе за корону, они как-то ухитряются оставаться братьями. Ричард (Андрей Кузнецов) будет достойным наследником, он чем-то похож на Генри, но ему не хватает отцовского обаяния, раскрепощенности. Он зажат, почти не улыбается, он проживает события как трагедию и этим подкупает зрителя. Ричард всегда ожидает камня в спину. И, конечно, этот камень всегда летит в него. Джеффри (Роман Нечаев), нелюбимый, но умный сын, весь спектакль задается самым нелепым вопросом: «Почему вы ко мне равнодушны?». Он комикует и как будто разыгрывает роль самого умного злодея, но, отдавшись целиком логике (если Ричард не согласен за корону отдать провинцию, а Джон по глупости предает отца, то у Генри один путь — отдать власть ему, Джеффри), попадает впросак, так как не берет в расчет чувства — Генри предпочтет никому не отдавать Англию. И вполне комично выглядит недотепа, глуповатый и наивный, как ребенок, Джон (Александр Андреев). Он вспыльчив и заносчив, и только на «безрыбье» Генри хочет отдать ему корону.
Весь сыр-бор, затеянный ради передачи короны в надежные руки, представленный как громкие семейные разборки, в итоге ничего не даст. Наследник не будет назван. И для спектакля, где борьба за власть и корону хорошее прикрытие для проявления разных человеческих чувств, финальная точка не важна. Это ничего, что Генри разочаровался в своих детях до такой степени, что решил завести новых. Это ничего, что Элеонор не сумела научить своих детей любви и давно сидит под арестом по приказу своего любимого мужа.
Иногда человек так страшится того, что будет после его смерти, что готов жить вечно. И Генри с Элеонор не исключение. Но кому это удалось?
Комментарии (0)