Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

О СПЕКТАКЛЕ

Шоу, кажется, ревновал драму к Чехову, к его тонкости. Ревнуя, иронизировал, по своему обыкновению: «фантазия в русском стиле», каприз мастера, не более!

И, однако, объект ревнивых усилий очевиден. Как будто ничего не происходит, но неблагополучия каждого соединяются в единый драматический аккорд, утешительному разрешению не поддающийся. Или — сама атмосфера действия воплощает драматизм единой судьбы всей этой «группы лиц».

Е. Попова (Леди Этеруорд). Фото Б. Стукалова

Е. Попова (Леди Этеруорд).
Фото Б. Стукалова

Темур Чхеидзе ставит спектакль, словно помогая Шоу в его поисках русского стиля, пластично переводя разговорную драму британца в иное русло. У того в финале пьесы бухают взрывы (писалось-то на фоне Первой мировой войны). И то сказать, выбить героев Шоу из постоянного словесного эквилибра, пинг-понга парадоксов можно только артиллерией. В спектакле — гул, тревожное вибрато атмосферы; музыка Гии Канчели встроена в спектакль на тех же правах, ее источник так же равноудален от персонажей, от суеты их остроумной пикировки.

Чхеидзе поразительно тонко обходится с шоувианской саркастической игрой парадоксами (эта тонкость не дается театральным фельетонистам). Шоу обожает ставить всех и вся с ног на голову и обратно, снимать светские маски, без устали тасует, меняет местами своих чудаков, циников, бессребреников и т.д. Режиссер показывает героев словно издали, в обратной перспективе, из исторического далека. Радикальная смена «фокуса» — своего рода ироническая акция режиссера по отношению к иронисту Шоу; в итоге же достигается эффект поэтического обобщения. К финалу спектакля важным оказывается некое равенство всей компании перед лицом общего кризиса, когда среди ясного неба раздается угрожающий гул. Это не фантом, напротив: фигурки людей замирают, их суета отменена…

Не так давно эта пьеса Шоу была поставлена Сергеем Каргиным на Малой сцене ТЮЗа. Там отдельные сюжетные линии были вполне отчетливы, и более всего — тема отторгнутой и несчастливой младшей дочери Капитана, в юности сбежавшей с безалаберного дома-корабля, и тема Элли, «разбившей сердце» и пытающейся жить дальше. У Чхеидзе персонажи переплетены, взаимодополнительны, образуют единый рисунок драмы. Попытка борьбы за душу юной Элли, некая тяжба вокруг нее — мотив среди других равных мотивов. Существенная в композиции Шоу вертикаль: Капитан Шотовер — его старшая дочь Гесиона Хэшебай — Элли Дэн не столь уж выделена в спектакле. Старейшина, капитан Стеклянной Веранды в исполнении Валерия Ивченко никем не понят, верен лишь самому себе, но «седьмая степень созерцания» для него лишь привычная приговорка. Миссис Хэшебай, пожалуй, стала естественным центром всей компании: Мария Лаврова сыграла обаятельную и совсем не победительную Дочь Капитана, сыграла душу тонущего корабля и даже некую волю к гибели. Сестра Гесионы, тонная леди Этеруорд—Елена Попова, — стильная доминанта всего этого сообщества, собравшегося на палубе одного английского дома (художник Г.Алекси-Месхишвили). Команда, собранная режиссером в этом спектакле, проводит своих героев через «разбитые сердца» — к некоему общему потрясению-очищению. Чхеидзе, казалось бы, так далек от Шоу! Но если не спешить самим упражняться в формах фельетонного юмора, можно увидеть: режиссер предстал тонким иронистом. В самом деле: груды остроумных сентенций — словно толстое витражное стекло, отстраняющее, генерализующее основное, суть. Надо быть Темуром Чхеидзе, чтобы провести корабль спектакля сквозь торосы текста, хотя и полного реминисценций из Чехова, но такого не по-чеховски многословного! Путь от разговорной драмы к кристаллически выверенной поэзии, с иной оптикой и иной акустикой — обыкновенное чудо Чхеидзе. Происшествие, которое, как это обычно бывает, не все заметили.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.