Часть первая. Прелюдия
Ниже — наброски к статье, не вошедшей в новую энциклопедию «Русский драматический театр». Хотя по всему она там присутствовать должна, если говорить о новейшей истории петербургского театра. Театр «Особняк». Это — Петроградская сторона, Каменноостровский проспект, бывший красный уголок, бывшая дворницкая. Сцена — крохотный помост. Мест… ну, вы представляете, сколько зрителей может поместиться в красном уголке. Пару лет назад был отпразднован десятилетний юбилей существования. Основатели: Дмитрий Поднозов, Татьяна Крехно, Игорь Ларин. У художественного руля, каждый в свое время, стояли, не сгибаясь, Игорь Ларин, Владимир Михельсон. Бессменный руководитель, старожил, режиссер, а также просто талантливый актер — Дмитрий Поднозов. О постановках, вошедших в историю театра. Их было много. Если названия поставить в ряд, бросится в глаза обилие современных пьес. В городе, где до сих пор любимейшим драматургом наших дней является Н.Птушкина, нет театра, который пребывал бы в такой оппозиции к академическим театрам и так свободно себя чувствовал в пространстве современной драматургии. «Царство» А.Попова, «Зеленые щеки апреля», «Истребитель, или Божьи козявки» М.Угарова, «Счастливые дни» Беккета — спектакли, созданные В.Михельсоном в последние годы (начиная с 1997 по 1999) окончательно упрочили ее положение (объяснив, что она есть и что ее можно успешно ставить).
Художественные устремления. Думается, их много. Это — театр авторский, личностный, личность каждого — явлена. Студийность, свободная от схимы, от ощущения собственной исключительности (от этого спасает ирония и театральное хулиганство), основанная на единомыслии и достижении новых художественных границ, позволили на протяжении десяти лет, проходя через меняющиеся обстоятельства, существовать в своем созданном пространстве, сделав из «Особняка» нечто вроде клуба для посвященных. То есть зрители этого театра — люди, приходящие сюда не однажды, не дважды. Разомкнутое в зрительный зал сценическое действие многих спектаклей, где актер порой опосредованно, порой напрямую обращается к зрителю, используя камерность зала — это поиск иных отношений между зрителем и актером. Эти отношения создают атмосферу раскованности и единения, некий феномен «клубного театра», где всех объединяет чувство происходящего как некоего мгновенного, творящегося именно сейчас. Но ключевым, как мне кажется, является иное. Если большинство современных спектаклей заключены в оболочку интерпретации художественного произведения, формальных приемов, которые тешат культурную память, впрочем, не затрагивая личностно, — в особняковских спектаклях перед зрителем вновь и вновь предстают одни и те же темы, вопросы, вырастает драма современного бескорневого существования, одиночества, щемящего, ироничного и неизбывного.
Часть вторая. Повесть о правых театрах
«…Устал театр, зреющий в недрах маленьких беспомощных и голодных студий и существующий пока как великая и благородная идея. Наш нулевой цикл совпадает с планетарным ритмом, и, кто знает, может быть, идея соборности театров малых форм сдвинет с мертвой точки театр как таковой. Ритуал реанимации неизбежен.
Наше дело правое, ТЕАТР ПРАВ, потому что хочет искать новое, потому что идет новыми путями в искусстве, и, чтоб не пропасть по одиночке, мы беремся за руки».
Это — цитата из манифеста «Союза правых театров». А «Союз» — это новейшая история существования «Особняка».
Официальная история начинается с дат. Первого июля 2000 года состоялся «Открытый учредительный съезд Союза Правых Театров России». По сей день это название порой вызывает недоуменные вопросы по поводу политической платформы. На самом деле это — объединение театров, не стоящее ни на какой политической платформе, а преследующее художественные цели. А еще — попытка заявить о своих трудностях и о своем пути. Да и просто — повод устроить маленькое сборище жарким июльским днем. То, что опубликовано выше и ниже, — цитаты из манифеста. Комментарии излишни. Поэтому даются без перевода:
«…Союз правых театров — объединение театров маленьких, скромных, но честных; театров, которые за десять лет студийного мытарства в горделивой бедности понимают, что сегодня достоинство должно перейти в форму пристойного благополучия… Именно в таких маленьких, „особняковых“, заброшенных государством театрах тлеют угли новизны, только здесь мобильность для неожиданных художественных виражей — открытий, здесь крупный план, камерность, студийность, команда единомышленников.
Отчаянная идея объединиться — последний шанс выжить».
Как сказали, так и сделали. Союз объединяет несколько маленьких коллективов, некоторые находятся не только в Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, городе Саратове. Большинство театров сейчас постоянно играют на сцене театра «Особняк». «Кукольный дом», «Ландскрона», «Такой театр», «ТМЧ» и другие — сосуществуют, пересекаются в художественном пространстве и создают совместные проекты. Как им удается не мешать друг другу — искусство немалое, знает его директор театра А.В.Алексеев. О каждом из театров можно написать отдельную статью. Так, например, «Кукольный дом» — театр, получивший «Золотую маску», за что ему было обещано помещение, опять приглашенный на фестиваль в этом году, — до сих пор живет и показывается на площадке «Особняка». «Блуждающие спектакли» находят себе место под этой крышей. За прошлый сезон было показано в целом около сорока премьер. А еще существуют «легендарные «ночи пожирателей театра», когда спектакли идут нон-стопом двенадцать часов и собирают во дворике театра нескучную компанию веселящихся людей. Скучно здесь не бывает.
Но это совсем другая история.
Март 2002 г.
Комментарии (0)