Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ДЕТОЧКА, ВСЕ МЫ НЕМНОГО ОСЛИКИ

Т. Бекмамбетов, И. Зайниев. «Ходжа Насреддин».
Театр Наций.
Режиссер-постановщик Тимур Бекмамбетов, режиссер, художник и автор кукол Анна Викторова

«Ходжа» — кукольный спектакль Театра Наций, где часто позволяют себе пробы, спутником которых становятся не ошибки, а устойчивый зрительский интерес задолго до премьеры. Так случилось и со спектаклем кинорежиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова (его оммаж главному эпическому герою Азии, символу загадочной азиатской души и лукавой восточной мудрости Ходже Насреддину, который вошел в нашу культуру с повестями «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц» знатока восточного фольклора писателя Леонида Соловьева).

Кукольным он получился почти случайно: вначале был эскиз на театральной лаборатории в Свияжске — колыбели многих театральных проектов. Там за шесть дней — со скоростью Творца — Тимур Бекмамбетов и Ильдар Зайниев написали пьесу и поставили эскиз с драматическими актерами Казани. Эскиз игрался при свете факелов и в постоянном движении — зрители шли по песчаному берегу вслед за актерами, точно спутники Ходжи Насреддина. Лаборатория прошла, а пьеса со скрытыми цитатами из русской классики и желание ее поставить остались.

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

С киношным замахом Бекмамбетов мечтал об актерах-звездах, вел переговоры. Но объединить на одной сцене Евгения Миронова, Константина Хабенского, Игоря Золотовицкого, Чулпан Хаматову, Ингу Оболдину и Елизавету Боярскую казалось невозможным. Отчасти решение подсказала пандемия — выпустить кукольный спектакль с голосами выбранных актеров: на кукол и голоса всегда можно положиться. В этом решении сквозит очарованность театром Резо Габриадзе, с которым Бекмамбетов связан теснее, чем просто поклонник: как продюсер он выпускал фильм Левана Габриадзе (c которым они много лет связаны студией Bazilevs) «Знаешь, мама, где я был?» по рисункам отца. Кроме того, главным соавтором режиссера стала создательница независимого театра «Кукольный формат», неоднократный лауреат «Золотой маски», да к тому же и племянница Бекмамбетова Анна Викторова, которая еще студенткой работала с Резо Габриадзе над великой «Песней о Волге». Вместе с ней над механикой кукол трудился известный мастер Виктор Антонов.

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Бекмамбетов становится здесь восхищенным учеником и апологетом великого учителя. «Ходжа» весь соткан из личных мотивов и ассоциаций, он не боится упреков во вторичности — режиссеру очень важно пройти той же дорогой. Даже главный герой — ишак Ходжи — заставляет вспомнить лошадь Алешу, искавшего по всем фронтам войны свою лошадь Наташу, чтобы найти ее и потерять навсегда. А главное, сам принцип соединения отчужденного актерского голоса и движений марионетки, которая точно ведома этим внутренним (или небесным) голосом и его интонацией.

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Безымянного Ишака ведут по дорогам спектакля руки Евгения Шавкунова и голос Евгения Миронова. Жадный хозяин нагружает его сверх меры, и тяжелый груз позволяет Ишаку… взлететь. То есть, конечно, повиснуть в воздухе на якоре арбы, беспомощно перебирая копытами. Но… положение Ишака настолько бедственное, что за ним может быть только освобождение. И оно не заставляет себя ждать: загадочный покупатель с отрешенным лицом так ловко выторговывает Ишака, что хозяин остается ему еще и должен, радуясь «выгодной» покупке. Правда, покупатель, обманувший и наказавший жадного хозяина, кажется, совсем не рад своей сделке — жадность и глупость по-прежнему правят людьми, их так легко проучить, но это знание о несовершенстве человеческой природы вовсе не радует бродячего философа Ходжу. Так Ходжа (голос Константина Хабенского, руки Максима Кустова) освобождает Ишака от неподъемной арбы и безвольного полета и взваливает на него самую тяжелую ношу — свободу. Ишак безумно боится свободы, не верит в свое право на нее, но любопытство и здоровое естество берут верх, и он трусит за сумрачным и загадочным Ходжой в неизвестность. Туда, где Ходжа встретится наконец со своим обидчиком, эмиром Тимуром (величественный голос Виктора Вержбицкого, кукольник Александр Третьяк), и, победив его, предложит ему свободу в обмен на богатства и власть. Заражать свободой и последних, и первых — единственное, что он еще может, этот очарованный странник, потерявший все.

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Между человеком и ишаком как будто поселяется кто-то третий — это дорога (время, предназначение, крутящаяся кинопленка). Бесконечно движущаяся лента гонит их дальше и дальше, то притормаживая, то ускоряясь, управляя их жизнью по своим законам. Дорога ведет их к своим любимым: Ходжа знает, что может найти свою жену, похищенную эмиром Тимуром, только в мире своих грез, а Ишак даже не смеет мечтать о своей Белой Кобылице, в которую когда-то посмел влюбиться (где он, навьюченный осел, и где самая красивая лошадь на свете). Но его сумрачный хозяин научил его не только думать, мечтать, но и сметь. Одна из лучших сцен спектакля — муки злосчастного Ишака, крепкого своим земным крестьянским умом, решившего, что хозяин рехнулся, поверив в спасение своей жены, и поставленного перед выбором: то ли подыграть безумцу, то ли быть с ним честным, а значит, беспощадным убийцей надежды. Выразительные уши, морда, шея, все шарниры этой куклы играют вселенское отчаяние. И пока Ишак решает нравственную коллизию, Ходжа предъявляет ему жену Маххабат (с голосом Чулпан Хаматовой) — томную, слегка ворчливую и абсолютно реальную. Вот и не верь после этого в чудеса, которые обязательно случатся — если не на этом свете, то где-то там, за горизонтом, куда уводит дорога.

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Сцена из спектакля. Фото И. Полярной

Март 2021 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.