М. Палатник. «Свидание в Москве».
«Русское концертное агентство».
Режиссер Павел Сафонов, художник Александр Барменков

Два черных силуэта на краю крыши, на фоне ясного неба — девушка и молодой человек. Стоят беспечно и свободно, никакого тебе страха высоты, но и никакого болезненного пристрастия к риску — просто гуляли и остановились, засмотревшись на рассвет. Мы быстро поймем, почему им вольготно и на карнизе, — они, как вскоре выяснится, ангелы. Без видимых пушистых перьев, в современных одежках, но со всем, что полагается ангелам, — с умением летать и вмешиваться в судьбы людей. Эта мизансцена на крыше напомнит нам, конечно же, «Небо над Берлином» — но авторы спектакля и не собираются скрывать источник своего вдохновения. В антрепризе Юрия Башмета («Русское концертное агентство») композитор Александр Чайковский, драматург Михаил Палатник и режиссер Павел Сафонов ставят спектакль о Москве — о мифе Москвы, ее небе и ее земле. И беспечно досыпают в историю фрагменты как берлинского вендерсовского мифа, так и давнемосковского («Приходите завтра» Евгения Ташкова — Екатерины Савиновой и, конечно же, чуть-чуть от московских глав «Мастера и Маргариты»). Говорить о заимствованиях бессмысленно, это осознанный ход — Москва принимает в себя всех людей, все истории, все песни и быстро делает их своими, ровно об этом и спектакль, он совпадает в правилах с городом, о котором повествует.
Естественно, что главной героиней «Свидания в Москве» становится провинциалка. Вчерашняя школьница Вера (Екатерина Рябова) пренебрегла выпускным балом, чтобы примчаться на прослушивание в ГИТИС («РАТИ», — тут же насмешливо поправляют ее московские абитуриенты). Ее обокрали на вокзале (и деньги, и телефон), но до двора ГИТИСа она все же добралась. Где тут же встретила студента 3-го курса Романа (Антон Лызо), готового устроить ей «прослушивание», — но разворачивающаяся по канонам «Приходите завтра» комическая сцена выруливает в другую сторону, потому что у девушки сразу же обнаруживается и верный поклонник — студент консерватории Аркадий (Михаил Урецкий). Дальнейшая история — выбор девушки между ГИТИСом и Консерваторией, где тоже идут прослушивания (а у нее есть голос, и очень неплохой), бег по московским переулкам из одного учебного заведения в другое, вечерние прогулки по Москве и ее выбор между двумя поклонниками, каждый из которых все серьезнее в нее влюбляется.
За этими прогулками, за словесным, а затем — совсем к ночи — и кулачным соперничеством молодых людей и наблюдают ангелы, то присоединяющиеся к компании как такие же вроде бы студенты, то наблюдающие за развитием отношений издалека. Ангелов зовут Алика (Полина Пахомова) и Раф (Александр Емельянов). По ходу дела выяснится, что полное имя Рафа — Рафаил, имя Алики никак не «развернется». Раф обаятелен и невозмутим, он поклонник фастфуда (и из-за него в спектакле возникает потешный хор «Между Арбатом и Тверской так вкусно пахнет шаурмой»), Алика нервна, экспансивна, переполнена такой энергией, что обычно заставляет людей держаться от таких творческих девушек на расстоянии. Чем дольше идет спектакль, тем больше отчаивается Алика, и мы наконец узнаем почему — приезд Веры в Москву был, оказывается, придуман именно этими ангелами. Они хотят стать полноправно земными людьми, хотят у кого-нибудь родиться — и вот среди миллиардов девушек выбрали именно эту, потому что она будет хорошей мамой. Но вот кто будет папой? Алика «болеет» за Аркадия, но более эффектное наступление ведет Роман, против кандидатуры которого нет возражений у Рафа, — и что же делать, чтобы девушка выбрала правильно? И как там с ее свободой воли?
В течение почти трех часов (с антрактом) компания бродит по Москве — при этом время по воле ангелов «чудит»: то девушка почти полтора часа идет от Театральной площади до Пушкинской (километр с копейками), то, наоборот, такси, что взяли персонажи, летит со скоростью истребителя. И как бы ни нарастал нерв Алики, сохраняется железная уверенность в том, что все будет хорошо, Вера выберет правильно, — такова интонация мюзикла. В этом городе, что, конечно же, слезам не верит, не надо плакать — надо верить в чудеса. И тогда за две минуты до назначенного тебе свидания на Пушкинской площади на эту самую площадь вернется Пушкин, деловито влезет на постамент и даст закурить почтенной даме, что присела рядом на скамеечку. А дама (Светлана Рябова) станет феей для провинциальной девчонки, без всякой просьбы вручив ей немного денег и мобильный телефон, — просто потому, что вспомнила, как полсотни лет назад сама впервые вступила на перрон московского вокзала из поезда.
Мелодии Александра Чайковского, сменяющие друг друга, летучи, удобны для певцов, и парочка из них накрепко западает в память (оркестр «Новая Россия», ведомый Юрием Башметом, бодр и чуток), текст же по крайней мере не оскорбляет тех зрителей, у кого IQ больше хотя бы ста баллов (многие мюзиклы, к сожалению, рассчитывают свою аудиторию от уровня выпускника коррекционного класса). Мимоходом звучит забавная классификация коллег — мол, на Театральной площади легко понять, где какой театр: если пафосная публика рядом — Большой, старушки — Малый, хипстеры — РАМТ, и прекрасен, на мой взгляд, диалог с самопредставлением ангелов («Мы часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». — «Кто это сказал?» — «Пелевин»).
Миф Москвы — огромного странноприимного дома, дома с ангелами, что насмешливо цитируют не то чтобы свое прямое начальство, дома, где родился Пушкин и где жил Эрнст Неизвестный (мемуар «феи» о его приходе в гости совершенно замечателен), — воспет в этом мюзикле без пафоса и напряжения. Конечно, в нем мимоходом высмеяны и московские предрассудки — если в шестидесятые в «Приходите завтра» девушка приезжала в город из Сибири, нынешняя дебютантка родом из Костромы (а это же ужас как далеко и недосягаемо!). Запомнится «Свидание с Москвой» перепалками ангелов, внятными актерскими работами (вся «главная» молодежная пятерка плюс бенефисная роль Светланы Рябовой) и, конечно же, последним хором «Москва — одна из причин / родиться на свете» с не завоевательной, не марширующей — упаси бог, — а меланхолической мелодией. «Русское концертное агентство» показало спектакль в Москве, свозило на фестиваль Башмета в Сочи и сейчас ведет переговоры о его будущей судьбе. Было бы здорово, чтобы он прочно обосновался в пределах Садового кольца — ему, уютному и чуть насмешливому, здесь самое место.
Март 2021 г.
Комментарии (0)