Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПАМЯТЬ ЖАНРА

БЕЗ ВОПРОСОВ

А.Вампилов. «Старший сын». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов

Любовь к искусству — это не для того, кто хочет быть счастливым (А.Вампилов. Записные книжки).

Сцена из спектакля. Фото Э. Зинатуллина

Сцена из спектакля.
Фото Э. Зинатуллина

Но пока спектакль учебный, студенческий, им движет как раз любовь к искусству. Отправляясь на «Старшего сына», которого Ю.Бутусов поставил со студентами курса В.Пази, где он — второй педагог, я ожидала многого:

— что работа с молодыми даст Бутусову новое дыхание, иссякшее некоторое время назад в его работе с «поколением войцеков и сторожей», с его однокашниками, актерами-фильштинцами, теми, которые ушли в «менты»…

— что как режиссер он столкнется с совершенно другими задачами — задачами психологического театра…

«Старший сын» Ю.Бутусова настраивал и еще на один, отдельный, внефабульный сюжет. Двадцать пять лет назад на этой самой Малой сцене театра им. Ленсовета шел другой «Старший сын». Тот, которым входил в жизнь курс И.П.Владимирова, ставший Молодежным театром. Бусыгина играл Д.Кривцов (ау-у-у!), Сарафанова — О.Леваков, Нину — Л.Луппиан, Сильву — И.Булгаков (ау-у-у!), Макарскую — Т.Яковлева… Ну, и так далее.

Оказавшись в зале, первым делом я подумала: сейчас сыграют не только пьесу Вампилова, но и «пьесу жизни» — игру с «тем» театром, с тем временем. Сейчас повернется «магический кристалл» — и мы поймем, что такое старая пьеса Вампилова сегодня, какие вопросы можно задать ей, забыв о Сильве-Боярском и Сарафанове-Леонове в киноверсии и подчинив «исторический хронотоп» начала 60-х законам «нового времени». Время, вперед! Или — назад?

А оно стоит, это время. То есть его вообще нет. Играют как будто бы 1960-е, звучит текст про конец войны, в которой участвовал Сарафанов (а его играет юный студент), а этому тексту аккомпанирует музыка 1990-х, костюмы вообще современные, Нина — в кожаных штанах… И все это вместе — не диалог времен, а немыслимое количество допущений. В условия игры входит наше знание пьесы, времени, сюжета, мы должны мысленно адаптировать Вампилова к нуждам учебного спектакля, допустить априорное отсутствие всякой достоверности — и такой, и такой, и такой… А пьеса-то не «вневременной» «Войцек», она требует серьезных вопросов, подробного разговора, внутреннего движения. За вечер и ночь переламываются человеческие судьбы, люди пьют чай и водку, а наутро…

Д. Лысенков (Сарафонов), М. Костюшкина (Муза). Фото Э. Зинатуллина

Д. Лысенков (Сарафонов), М. Костюшкина (Муза).
Фото Э. Зинатуллина

Создается впечатление, что Ю.Бутусов не задал замечательной пьесе ни одного вопроса. Просто — не задал. А пустил спектакль по накатанным рельсам (вот они, блестя, лежат на авансцене, по ним приходят на «свидание в предместье» Сильва и Бусыгин…).

Стилистика «Войцека». Как только действие тормозит — включаются музыка и пластика, и хорошо тренированные ребята лихо бегают туда-сюда, лазают по двухэтажной декорации…

Необходимый «перевертыш»: Бусыгин (А.Торковер) никакой не герой, а необаятельный, внутренне скукоженный очкарик…

Краски: Сарафанов (Д.Лысенков) бесконечно пьян, хотя и трогателен… Но главное — пьян. Если не сыграть возраст и драму — играют состояние. Нина — Л.Лаури, скажем, весь спектакль находится в состоянии кокетливой неподвижности… Хочет быть загадочной и волоокой.

Драматическое действие: отсутствует. От начала до конца с героями ничего не происходит. Вместо внутреннего движения — пластика, танцы, ритм.

— Хотелось зарыдать. Я не сделал этого, потому что врачи запретили мне рыдать (А.Вампилов. Записные книжки).

Март 2002 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.