Какое место в вашей жизни занимает религия? Как давно и насколько внезапно возник этот интерес?
Религия в практическом или теоретическом смысле меня мало интересует. Раньше я бы сказал, что меня интересует тема Бога, но теперь сформулирую аккуратнее: интересен вопрос наличия некой высшей силы. Искусство во все времена было и остается той сферой, в которой этот вопрос звучит громче всего. И я все время слышу этот ключевой вопрос как художник, сталкиваясь с ним в тех классических, хрестоматийных произведениях, которые я ставлю. Разумеется, в любом великом тексте эта тема все равно так или иначе присутствует. Было бы лукавством говорить, что этим вопросом я задавался только с профессиональной точки зрения. Но, независимо от моей рефлексии, тема Бога, рока, судьбы, высших сил — наравне с темой любви — является одной из главных.
В каких отношениях с религией вы находитесь?
Ни в каких, абсолютно.
Церковь и религия — вещи разные, по-вашему? В чем разница? Какова роль религии в искусстве, как вы думаете? А церкви?
Поскольку существуют два разных слова — «религия» и «церковь», — ясно, что это два совершенно разных понятия. Как, к примеру, транспорт и метрополитен. Вроде бы схожие понятия, но разные. Разница лишь в том, что религия — одна из форм мировоззрения, включающая в себя веру в какую-то сверхъестественную силу, а церковь — это форма контакта человека с этой силой. Вопрос же о роли религии и церкви в искусстве — это вопрос не к режиссеру, а к культурологам и социологам, я в этом вопросе не обладаю достаточным объемом знаний, чтобы дать полноценный ответ.
Как вы относитесь к сегодняшнему взаимодействию власти и РПЦ (не только в связи с вашими собственными спектаклями)?
Никак. Мне глубоко не интересно ни то, ни другое.
Когда вы видите в театре служителей культа — как вы к тому относитесь? Вы их сами приглашаете (есть некоторые театры, которые это практикуют)?
Я одинаково спокойно отношусь к любым зрителям в театре. Сам никого не приглашаю.
Как повлияла на вашу веру история с «Тангейзером»?
Она в принципе не могла оказать никакого влияния, потому что вся история с «Тангейзером» изначально не имела никакого отношения ни к вере, ни к религии. История мелкой региональной политической разборки не может повлиять на глубоко интимные, личные вопросы, такие, как вера в Бога. Здесь не могло быть точек соприкосновения.
Записала Дарья МАКУХИНА
Январь 2016 г.
Комментарии (0)