Согласно второму закону термодинамики, Земля рано или поздно должна остыть. Теоретически это неизбежно и касается не только физических тел. То, что мы наблюдаем вокруг, можно было бы назвать душевной энтропией. Рвутся связи, блекнет любовь, и дружба измеряется лайками, и страсти все больше фейсбучные. И блестящих дарований теперь мало, и средний актер гораздо выше не стал. Так, да не так.
Есть люди. Само существование их на бескрайних наших просторах, в больших и не очень городах, в полуразрушенных и подозрительно отремонтированных театрах внушает надежду. Непонятно, где они берут силы, как выживают на жалкие свои зарплаты, какие источники питают их вдохновение, но они живут, горят, бескорыстно и бесконечно отдают свое тепло вовне, согревая, заражая.
Надежда Павловна Лаврова, Надя… Тут подошла бы музыка: и увертюра Дунаевского к «Детям капитана Гранта», и печально-прозрачный вальс Шопена, и шаловливые пассажи Моцарта, и Шуберт, и Шостакович, и Пярт. Столько граней в этой удивительной, красивой, статной женщине, большой актрисе, блистательном педагоге. Может быть, педагогика и является сейчас основным источником ее вдохновения и местом приложения сил. Как им повезло, этим детям. Они еще не понимают — те, кто сидит сейчас перед ней в черных трико. Поняли те, кто уже закончил, разъехался по российским театрам или играет на одной сцене с Лавровой. Это одно из главных достоинств Надежды Павловны как педагога. Она — «играющий тренер» (по ее же словам). Она дает в руки реальную профессию — только возьми. Не отвлеченные теории, не красивые слова, не махровые упражнения из учебников — но конкретные навыки. При этом незаметно и органично она выращивает в студентах «вертикаль» по отношению к профессии. Ее человеческое и педагогическое чутье поражает. Как она умеет видеть в мальчике «с мороза» (тоже ее любимое выражение) будущего актера, партнера по сценической площадке. Как умеет вовремя подсказать, поддержать, направить или, наоборот, срезать, сбить спесь — исключительно ради самого человека, никаких личных амбиций. Как умеет ждать — при ее-то бешеном темпераменте! «Надо ее проверить в наблюдениях. Там может раскрыться. Надо подождать, а вдруг что-нибудь вылупится?» Легко переходя с «вы» на «ты», провоцирует вопросами, сбивает с толку ироническими замечаниями, поддерживает заразительным детским смехом. Еще один ее педагогический принцип — никогда не показывать самой. Только вопросы, намеки, подсказки. Студентов это иногда приводит в отчаяние, но через муки, поиск, волевое усилие постепенно рождается (или не рождается) самостоятельный творческий человек, личность, артист. Ее ученики умеют выстроить себе роль, радуют бесконечными «приносами». Просто подарок для режиссера. Они умеют и любят играть. Играть — любимое слово Надежды Павловны (щукинская школа!).
А еще — энергия. В ней самой столько энергии, что, кажется, она способна обеспечить ею мегаполис, подключи ее к какой-нибудь электростанции. А еще — воля. И она умеет эту энергию и волю пробуждать в учениках. Не навязывая, не «накачивая», уважая в каждом своем ученике личность и будущего коллегу. Потому что выбор этой профессии должен быть осознанным. Иногда разрушение иллюзий относительно театра бывает довольно болезненным. Дело такое — не ванна с лепестками роз. И тут вступает в силу главное. Любовь. Они всегда идут рядом, неразделимы — любовь, надежда и вера. Материнская, но не слепая любовь к своим ученикам, надежда и вера в них. И тот, кто разглядит, почувствует это, — за того сердце спокойно, он обеспечен профессией, у него самый крепкий и надежный тыл.
А еще она удивительно читает стихи. А еще она очень красивая. Достойна более счастливой актерской судьбы. Но таким женщинам и таким актрисам нужно соответствовать. Это непросто. И этот маленький текст несоразмерен Наде, Надежде Павловне. Своим существованием в жизни и в профессии она опровергает второй закон термодинамики. Земля не остынет, ничто не исчезнет, любовь никогда не перестает. По крайней мере на это есть Надежда.
Какими словами написать о ней? Пусть попробуют ученики…
«Добрая, сильная, красивая, мудрая, честная, яркая, начитанная, сложная, властная, единственная, талантливая, мощная (в плане энергии), любящая, проницательная, сногсшибательная, очаровательная, волевая, богиня».
Екатерина ГОРОХОВСКАЯ
Март 2016 г.
Комментарии (0)