Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КАК СОЗДАТЬ «НИКАКУЮ ВЕЩЬ»

Ксения Перетрухина — «человек со стороны»: один из интересных современных художников, работала преимущественно в жанре видеоарта. Ксения — художник, режиссер. Окончила ВГИК, киноведческий факультет, школу современного искусства при РГГУ, школу современного искусства при фонде Дж. Сороса. С 2002 по 2009 год арт-директор уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО». Номинант премии в области современного искусства «Черный квадрат». Ее приход в театр в качестве сценографа был полной неожиданностью. Но именно этот ход, как сейчас кажется, позволил режиссерам и современным драматургам обрести единомышленника, человека, который совершенно иначе воспринимает связку «текст—сцена», который не находится в плену традиций сценографических школ и в каждом из спектаклей обнаруживает возможность прививать современному театру принципы актуального искусства.

Елена Строгалева Ксения, ты пришла в театр, будучи состоявшимся современным художником, очевидно имея какую-то концепцию развития о театра… Как бы ты могла ее обозначить?

Ксения Петертухина Свои мастер-классы я начинаю с вопроса: нужно ли современной пьесе художественное оформление, чтобы донести ее до зрителя? Однозначный ответ — нет. Пьеса, даже если она просто прочитана со стула, — целиком понятна. В театре сегодня нет потребности в визуальном разъяснении текста, что ставит художника в совершенно новую позицию, когда мы можем не обслуживать текст или режиссерское решение, а выражать самостоятельные смыслы. Это моя главная идея: художественное решение перестает быть оформлением, оно утрачивает служебную функцию и становится самостоятельным высказыванием.

Строгалева Но ведь уже несколько десятков лет сценограф в театре предлагает свое, уникальное видение материала, зачастую «перебивая» режиссерское решение.

К. Перетрухина. 
Фото Я. Каждана

К. Перетрухина. Фото Я. Каждана

Перетрухина Исхожу из моего личного опыта — режиссеры, как правило, рассматривают предметный мир как обслуживающий по отношению к тексту или действию. Например, он говорит: мне нужен стол. Другой, тоже часто встречающийся вариант — это предметы как метафоры. Вот Някрошюс, у которого вещь на сцене — метафора. Я стараюсь избегать метафор на сцене.

Строгалева Хорошо. Как ты тогда работаешь с вещью на сцене?

Перетрухина Есть ряд понятий, важных для меня. «Случайность» — одно из ключевых. Раз мы начали говорить о столе, приведу пример. Герои современной пьесы встречаются в кафе, за столом. И этот стол может быть любым. И я должна его сделать любым, случайным. Это очень важно, ведь если мы с тобой встретимся в кафе, там может быть любой случайный стол, в какой угодной стилистике, в зависимости от того, какой будет дизайн помещения. И этот стол ровным счетом никак нас с тобой не характеризует, и наш разговор тоже. Но в театре любой предмет становится «каким-то». Внесение на сцену выделяет в предмете некую специфическую самость. И на сцене сложно представить вещь так, чтобы она выглядела любой. Для меня это — одна из интереснейших задач: как создать «никакую» вещь. Первый метод, который я предлагаю, — это посмотреть, не стоит ли какой-нибудь стол в театре, в этой или соседней комнате. И, скорее всего, стол, принесенный из соседней комнаты, будет самым правильным. Второй вариант — поспрашивать у людей. Здесь важно понимать, что я работаю только с готовыми вещами, существующими на свете, а не сделанными в театральных мастерских. Это принципиально.

Строгалева Почему?

Перетрухина Каждый раз в театре мне говорят: «Вы скажите, что надо, мы изготовим, не отличите». А я отличу. И ты отличишь, и все отличат, и даже с самого дальнего ряда третьего яруса в Большом театре, если на сцене стоит какая-то мебель, все равно будет видно, что это — не настоящая мебель, а бутафория. Театр уже много лет работает со сближением человека и предмета. В какой-то момент все вдруг стали строить на больших сценах выгородки. Все захотели, чтобы актеры и зрители находились в одном помещении, в одной плоскости, чтобы они физически сблизились. Реди-мейд становится здесь ключевым, он позволяет бесконечно приближаться к предмету, в отличие от вещи из мастерских. Потому что в какой-то момент ты видишь, что это — вещь из мастерской, у которой не может быть того, что вложила жизнь в предмет, особенно в старый. Например: приносят старый стол, а там выпилен кусочек, и ты понимаешь, что в доме, где он стоял, была батарея и, чтобы придвинуть стол к окну, выпилили кусочек… это совершенно не имеет отношения к той пьесе, которую ты ставишь, но это придает вещи объем.

«Злая девушка». Сцена из спектакля. 
Фото В. Васильева

«Злая девушка». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

Строгалева Чем это так ценно для тебя — объем настоящей вещи?

Перетрухина Это как раз очень важное свойство реди-мейда, что вещь не укладывается в поставленную задачу. Если мы идем в мастерскую, нам изготавливают вещь согласно поставленной задаче и кроме этой задачи в ней ничего больше нет. А реди-мейд никогда не равен поставленной задаче. Он больше ее или не совпадает с ней. И вот это несовпадение — пример парадокса жизни, который сейчас мне кажется одним из самых интересных предметов для исследования. Мы приносим стул и думаем, что он будет какой-то. А он — не такой. Существует огромное количество информации, которую мы считываем с вещи невербально: какаято старая вещь потерта, и ты просто телом знаешь, что человек сидел, скашивая ноги влево. Ты это считываешь не задумываясь и каким-то образом объединяешь себя с этой вещью. Реди-мейд дает нам чувство бесконечного приближения, а на конце приближения — тактильность, которую я считаю самым интересным для исследования средством воздействия на зрителя в современном театре. Потому что аудио и визуальный каналы у нас очень забиты — рекламой и прочей медиа-агрессией. Сейчас наиболее сильное воздействие на человека — именно тактильное.

Строгалева Я соглашусь. Будучи недавно в музее-квартире, ловила себя на том, что украдкой, как слепая, ощупываю старинные стулья, обои, стены, и это потрясало гораздо сильнее и глубже…

Перетрухина В театре можно и нужно с этим работать. Один из методов — дезориентация зрителя. Существует проблема восприятия театра и вообще любого искусства — это готовность зрителя к зрелищу. Наш мозг устроен так, что он обрабатывает 5 % информации, а остальное — достраивает по стереотипу. Если какая-то ситуация стереотипна, мозг вообще не подключается. Вы приходите в театр смотреть спектакль — а там спектакль, все как вы и ожидали. И на выходе то же, что и на входе. Я пытаюсь дезориентировать зрителя, чтобы вывести его из этого комфортного, сонного для мозга состояния. Как художник я создаю балансирующую ситуацию, чтобы человек не понимал, что перед ним. У меня был спектакль «Хлам», наша первая работа с Маратом Гацаловым, где я пыталась сделать декорацию таким образом, чтобы смотрящий на нее человек не понимал: это художник придумал или просто стулья забыли убрать? У человека всегда настроенность на театр: ты войдешь, сдашь вещи в гардероб, пойдешь в туалет, потом откроют двери, ты побежишь к месту. А когда ты плюхнешься на место, ты будешь ждать, когда выключат свет. А когда его выключат, ты будешь ждать, когда его включат. И вот где-то там потерялся спектакль. С этой ситуацией можно работать.

Строгалева Каким образом?

Перетрухина Например, один из главнейших моих инструментов — изменение положения зрительского тела в пространстве. У нас был спектакль в Прокопьевске, «Пустошь», где вся зрительская зона представляла собой фрагменты хрущевок, в которых в Прокопьевске живут реальные люди. Зрители сидели в сценическом пространстве — на диванах, кроватях, креслах из своих домов, а играли мы в зале, и часть игрового пространства ничем не отличалась от зрительского — те же фрагменты хрущевок. И для людей это было «нечто» — столкновение с предметами, то, что они физически в театре находились не в кресле зала, а на диванах и на табуретках…

Строгалева А для тебя или спектакля в целом важна цепочка ассоциаций, которые рождаются у зрителя, когда он видит на сцене икеевский диван, который, допустим, у него дома? Важно ли это богатство личных сюжетов?

Перетрухина Понимаешь, моя работа состоит не только во внесении на сцену икеевского дивана, но и в том, чтобы сориентировать зрителя относительно этого дивана. «Злая девушка» — характерный для меня спектакль в том смысле, что это не стандартное помещение в театре. Есть понятие «тотальная инсталляция» — это когда ты перешагнул порог галереи, в данном случае — театра, и ты уже находишься внутри инсталляции, в данном случае — внутри жилого помещения, квартиры. Этот принцип я считаю очень важным распространять на театр, расширять представление о том, где начинается искусство. В «Злой девушке» — работают другие принципы. Я попросила, чтобы все участники спектакля принесли в это пространство что-то свое, очень важное для каждого. К примеру, Волкострелов отдал страшно дорогие для него плакаты, которые у него висели всю жизнь на стене в квартире. Ты можешь у меня спросить — читается ли это? Да, я считаю, что это читается. Если люди принесли свои вещи, то эти предметы по-другому там существуют, возникает совершенно иная энергия. Это один из принципиальных моментов этой работы.

Строгалева То есть произошло насыщение реальной жизнью сценического пространства?

Перетрухина Дело не столько в этом. В данном случае для меня очень принципиально личностное высказывание. Сейчас дефиниции утрачивают значение, высказывание, личное вложение каждого участника проекта становится значимым. Я была очень счастлива, когда в моей жизни появился Волкострелов. Но, пообщавшись с ним некоторое время, я с ужасом поняла, что ему не нужен художник. Вообще. Что он совершенно самодостаточен. И я ему об этом заявила. Он мне сказал: «Да, Ксения, он мне, может быть, не нужен, но мне нужен собеседник». Понимаешь? Деление на регламентированные подходы: художник делает вот это, режиссер вот это… оно сейчас не просто неактуально, а приводит к плохому. И для меня очень важно в тюзовских спектаклях, что есть единение с актерами, есть присвоение ими этого высказывания. И с моей точки зрения художника, оно происходит за счет сценического присвоения предметов — их собственных вещей.

«Хлам». Сцены из спектакля. 
Фото В. Луповского

«Хлам». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

Строгалева У меня возникает еще одна мысль, когда я вспоминаю твои опыты в современном искусстве: они очень театральны. В них у меня как у зрителя есть детское чувство театра, когда что-то можно потрогать, подергать. Я как ребенок, который подобным образом познает мир, та же радость… Мне кажется, в театре ты стремишься сделать что-то подобное…

Перетрухина Да. Театр сейчас для подобных опытов — золотая жила, клондайк. Как когда-то тебя восхищала возможность потрогать что-то, так тебя будет восхищать в театре возможность сидеть, прислонясь к шкафу… Это тоже очень глубокое переживание — быть рядом с предметом. В спектакле «Хлам» в зрительном зале на половине мест лежали предметы. Это были книги, которые я принесла из дома, и самые разные вещи (через них в том числе разрабатывалась тема человека как хлама). И вот люди садятся сначала на свободные места. Потом эти места заканчиваются, и возникает проблема: что же делать? Там была чудесная тетенька, которая всех рассаживала. Я инструктировала, как общаться со зрителем. Например, запретила отвечать на вопрос «Что это?» «А это наш художник так придумал». Когда ее спрашивали, занято ли, что с этим делать, она должна была сказать: не занято, вы можете садиться и делать с этим что угодно. Первые спектакли я решила рассаживать сама и настолько увлеклась, что это действие превратилось в перформанс, я собирала немыслимое количество зрительского негатива, а потом поняла, что в этом, возможно, и есть самая значимая часть моей работы. Я каждому рассказывала, что этот утюг он может положить к себе под стул, а может на колени… я видела, как люди «плавились» от этого. Несколько лет спустя женщина, которая работала в зале, сказала, что сначала она просто делала то, что ей говорили, и думала, что все, что я устроила в зале, — это ерунда, а через несколько лет поняла — это то, от чего люди получают самое сильное впечатление. Человек в этом фрагменте жизни оказывается втянутым в общение, которого ему катастрофически не хватает. И утюг, который мы перекладываем туда-сюда, становится событием в жизни. Мой коронный номер — это место, которое занималось последним. Там стояла советская книжная полка огромного размера, и было непонятно, что с ней делать. Потом я придумала, что ее можно поставить на пол и на нее ставить ноги. Зритель, который приходил на это место, был в полном шоке — потому что у всех небольшая фигня, а у него такое. Предмет фигурировал здесь как повод для коммуникации. Мы пытались через игру с вещами осмыс лить нашу жизнь. Нужно уходить от обязанности что-то производить. Что зрители должны смотреть, а мы должны произвести и показать 17 раз. И зрители, и участники — мы все в одной и той же ситуации: искусство должно придать нашей жизни смысл. Это для меня принципиально. И я как художник закладываю в вещь возможность коммуникации.

Январь 2013 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.