Петербургский театральный журнал
16+

ВНУТРИТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕССА

Среди многочисленной театральной прессы отдельное «поле» занимают издания театров. Было бы несправедливо не поговорить и о них…

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Газета «7 дней МКТ»

Газета «7 дней МКТ»

Сейчас нам кажется, что опыт внутритеатральной прессы пришел к нам с Запада, где каждый театр имеет свою газету или журнал. Но на самом деле существует большая российская история, и то, что представляется нам западными новинками, уже было в практике дореволюционных театров.

Во-первых, всем известны Ежегодники Императорских театров, которые издавались с 1890 года. Это был обширный отчет о деятельности императорской сцены, хорошо иллюстрированный толстенный фолиант. В 1900-е годы, когда выходило по три издания в год, его пытались сделать более живым, но формат не менялся. И только Мейерхольд в 1909 году использовал страницы Ежегодника для полемики о «Тристане и Изольде» Мариинского театра. Но в целом Ежегодники были представительским изданием.

Интересно, что в советское время образовались клоны этих Ежегодников во МХАТе и в Малом театре. Они в точности повторяли идеологию императорских Ежегодников, делали акцент на истории и теории, ни слова — о современности.

В дореволюционный период существовали и другие издания. Скажем, у Литературно-художественного общества, известного в народе как Суворинский театр. Суворин был на современном языке «медиа-магнатом» (достаточно вспомнить издававшуюся им крупнейшую газету «Новое время»), и с 1906 года в его театре выходили иллюстрированные программы, которые постепенно переросли в журнал, имевший рекламный характер. Постепенно в нем появились и пьесы, и разговор со зрителем — то, что присуще сегодняшним изданиям.

Были «Записки» у Передвижного театра Гайдебурова и Скарской. Этот театр ставил перед собой просветительские цели, такими были и «Записки».

После революции наиболее интересным было издание московского Камерного театра. Сначала — журнал «Временник», который вышел несколько раз, а затем — регулярная газета «Семь дней». Газета не ограничивалась пропагандой только своих спектаклей, это была площадка для эстетических споров, она выходила за рамки узко-рекламного издания. В газете работали художники Камерного, «Семь дней» не замыкались на собственном театре, авторы считали издание площадкой для выражения своих принципиальных позиций.

Затем возникло такое явление, как многотиражки — Большого театра, Кировского, Вахтанговского, МХАТа (именно на страницах этой многотиражки артисты негативно высказывались о булгаковском «Мольере»…). Конечно, в первую очередь там печатались речи вождей, партийные документы, а на последних страницах и что-то о театре. После войны многотиражки остались только у Большого и Кировского, к 1960-м годам они превратились во внутритеатральные издания примерно такого же формата, что и на Западе. Юбилей портнихи, сотый спектакль, готовящаяся премьера — газеты вводили зрителей в жизнь театра, в поле внутритеатральных новостей.

После 1991 года эти газеты сохранились, но издание Большого театра остается газетой, посвященной именно Большому, его новостям, а Мариинский театр в корне изменил формат и превратил свою газету в полноценное издание с анализом мировых процессов в области музыкального театра. На рубеже 2000-х в Большом сделали попытку изменить формат и издавать журнал «Большой», но сейчас вернулись к формату внутренней газеты.

Когда в 1990-е годы рухнули профессиональные театральные издания и почти не осталось пространства для профессионального высказывания, внутритеатральные издания взяли на себя функции театрально-критических СМИ.

В этом есть определенная проблема. Очевидно, что создатели художественного продукта и критика — абсолютно разные субъекты театрального рынка. На Западе, например, невозможна ситуация, когда критик сидит в кафе за одним столиком с актерами. Это разные касты. И чтобы доверять критику, мы должны точно знать, что его оценка независима. Так же понятно, что оценка театром себя и своего творчества по определению не может быть объективной. Вопрос, могут ли появляться во внутритеатральном издании отзывы на спектакли других театров, — серьезная этическая проблема.

При этом театр позиционирует себя в некотором контексте. И, скажем, газета Александринки «Империя драмы», просуществовавшая несколько лет, регулярно печатала не только новости о вручении той или иной премии, но и большие рецензии на зарубежные постановки. Правда, питерские театры считали некорректным рецензирование их спектаклей во внутренней газете театра, при том, что о себе Александринка критического слова не говорила. С этим мнением тоже трудно не согласиться.

В западных газетах, издаваемых самими театрами, такой функции вообще нет, они заняты просветительством, пишут о произведении, которое ставится, об актерах, о труппе, освещают свою деятельность, связанную с фандрайзингом, печатают рекламу. Анализ же — дело газет и журналов независимых, и часто именно от независимого критического мнения зависит судьба спектакля (например, на Бродвее). У нас этот механизм, к сожалению, разрушен.

Сейчас в театрах довольно много собственных изданий. Из того, что я видела, наиболее интересной кажется мне газета «Красного факела». Она посвящена ему, этому театру, и обращена к краснофакельскому зрителю (материалы о подготовке спектакля, переписка со зрителями, анонсы, интервью), но там всегда есть общий репертуар всех театров Новосибирска (сводная афиша вообще очень интересное явление).

Безусловно интересны «Письма из театра» Омской драмы. По этому же образцу начали издавать журнал в театре им. Волкова в Ярославле. Есть своя газета в Новосибирской опере (она повторяет образцы газет западных музыкальных театров).

На Западе такие издания бесплатны. У нас — нет.

Никто на театральные издания не выделяет специальных средств, но никто не может запретить театру предпринимать такие издания. Мне кажется, что они крайне важны для общения со зрителем — причем не просто для привлечения его в театр, но и для формирования своей, близкой театру по духу, «просвещенной» аудитории, без которой художественное развитие театра невозможно.

Январь 2012 г.

ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Что лучше — смотреть на процесс изнутри или извне? Какая точка зрения интереснее? Обе! Прекрасно, если пишущий может совместить оба эти взгляда, уважительно относясь к созданному другими и обогащая увиденное собственным опытом и талантом. Тогда для тех, кто в театральном процессе участвовал, это будет, как минимум, полезно.

Городская театральная газета PROСЦЕНИУМ, которую выпускает Молодежный театр на Фонтанке, надеется, что она балансирует на границе: важно быть интересными для профессионалов, то есть понимать, что и как ВНУТРИ, и познавательными для тех, кто любит театр бескорыстно, то есть для зрителей, смотрящих на процесс СНАРУЖИ.

Часто театральное поле воспринимается как поле битвы, на котором одни «бойцы» — ВНУТРИ сцены, а другие — СНАРУЖИ. А жаль. Это не значит, что всем должно нравиться одно и то же. Разные предпочтения создают многомерную картину мира. Но если ты отвергаешь что-то, делай это без ненависти в сердце. Любое действие, даже действие против чего-либо, стоит сопровождать любовью.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОСПЕКТ НОВОСИБИРСКА

«Красный факел» выпускает газету «Театральный проспект» ежемесячно с марта 2003 года. Не прерывались даже на время двухлетней реконструкции. В Новосибирске в этом жанре столько не живут. По крайней мере предыдущая краснофакельская газета «Таланты и поклонники», придуманная тогдашним завлитом театра Валерией Лендовой, выдержала всего несколько выпусков. Но это была настолько памятная многим теплая, лиричная и домашняя газета, полная исторических портретов и закулисных зарисовок, что «Театральный проспект», конечно, задумывался как продолжатель этой традиции.

Из всех идей, питавших этот проект, когда он только начинался, за 8 лет не удалось воплотить лишь одну — идею собственно «театрального проспекта», газеты, гуляющей по всем «заведениям» улицы Ленина — этакого новосибирского Бродвея, который одним концом упирается в Театр оперы и балета, другим в «Красный факел», а на полпути еще Театр кукол, театральный клуб «Пуля», до 2002 года — театр п/р Сергея Афанасьева, а позднее «Первый театр».

Но сегодняшний «Театральный проспект» — это в первую очередь рекламно-информационное издание «Красного факела». Хотя на его страницах регулярно появляются «гости номера» — соседние театры.

Главная задача — д онести до зрителя максимум свежей и разнообразной информации, которая может его заинтересовать в связи с нашим театром: от премьер и бенефисов до специальных акций и скидок на билеты. Стремление быть изданием практичным, полезным зрителю продиктовано особенностями распространения: газета не раздается бесплатно, а продается, чтобы хоть как-то компенсировать театру расходы на ее издание. Не удивительно, что только в «Театральном проспекте» можно найти самый удобный сводный репертуар всех театров Новосибирска на грядущий месяц, купоны со скидками на билеты, викторины с возможностью выиграть билет и т. п.

Вторая задача газеты — по мере возможностей поддерживать внутрикорпоративный дух. «Домашние радости», из которых складывается субъективное ощущение театра-дома: воспоминания, анекдоты, рассказы о секретах театрального производства, фоторепортажи с закулисных событий, интервью с представителями разных цехов — все это сегодня невозможно себе представить в обычной городской периодике. А в собственных изданиях театров главная изюминка — это внимание, оказанное людям, отдавшим театру 10, 20, 30, 40 лет. В итоге, может быть, самые пристрастные читатели газеты, с нетерпением ожидающие выхода каждого номера, — это сами «краснофакельцы».

Третья задача — еще более «домашняя», скрыта от публики. Это поддержка самих авторов, театральных критиков и журналистов. В ожидании появления полноценного независимого театрально-критического издания (Министерство культуры Новосибирской области планирует возродить журнал «Под маской» в 2012 году), у новосибирских критиков есть единственная возможность быть прочитанными целевой аудиторией — в таких газетах, как наша.

Но, конечно, рецензии, хоть и достаточно глубокие, не выходят за рамки комплиментарного стиля. «Ругать» чужие спектакли под эгидой «Красного факела» — неэтично, «ругать» свои — безумно с точки зрения театрального маркетинга.

МНОГОЛЕТНИЕ ПИСЬМА ИЗ ТЕАТРА

Журнал Омского академического театра драмы «Письма из театра» — многолетний разговор со зрителем, который начался в 1992 году. Это была рисковая затея — вступить в переписку со зрителем. Это была идея затратная, особенно для 1992 года, когда никто, в том числе и театр, не мог быть уверен в финансовом благополучии завтрашнего дня.

Омский академический театр драмы одним из первых в России начал рассказывать о своей жизни зрителям и бесплатно по домашним адресам высылать им письма на двух-трех страничках.

Постепенно улучшалась полиграфия, увеличивался объем, расширялось содержание, появилось название — «Письма из театра». Объем журнала в настоящее время 112 страниц, формат А5. Сейчас «Письма из театра» выходят 2 раза в сезон. Из тысячного тиража 700 экземпляров театр рассылает в семьи своих постоянных зрителей, но его получают и руководители учреждений культуры, библиотеки, журналисты, театроведы. Журнал получает каждый член труппы, работники всех цехов и подразделений. 300 экземпляров «Писем» уходят в Москву, Санкт-Петербург, Владивосток и другие города.

Сегодня журнал является источником эксклюзивной информации о внутритеатральной жизни Омской драмы. Мы стараемся привлекать к сотрудничеству и омских, и столичных театральных критиков, не только рассказывать о событиях в нашем театре, но и публиковать проблемные материалы о ситуации в театре российском.

Журнал знакомит зрителей с новыми спектаклями, театральными проблемами, новыми рецензиями, погружает в мир театра. Распространение журнала среди профессионалов помогает налаживать взаимодействие с другими театрами страны, с театральными деятелями (режиссерами, сценографами, драматургами), дает возможность рассказать о жизни омского театра, спектаклях, поездках, получить отклик на наши постановки.

Но есть и рекламная цель. Наше издание направлено на расширение круга потенциальных зрителей театра. Сюда же входит и налаживание «обратной связи» со зрителем: мы получаем мнения о спектаклях, стимулируем заказ билетов на названия, заинтересовавшие людей после прочтения материалов в «Письмах». У них появляется возможность напрямую общаться с редакцией журнала, это и продолжение общения театра со зрителем после спектакля.

«Письма из театра» помогают сохранению традиций. В нашем издании существует специальная рубрика — «Театральный музей». Каждый раз мы вспоминаем людей, отдавших свою жизнь Омской драме, — актеров, режиссеров, художников. Вспоминаем спектакли-легенды, составляющие гордость театра.

Профессиональная критика, представленная в «Письмах из театра», формирует у зрителя вкус, развивает театральное мышление.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.