Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

О СПЕКТАКЛЕ

Театр им. Вахтангова — корабль с долгой историей плавания. Под руководством нового капитана Римаса Туминаса он смог выбраться из тихой бухты с застоявшейся водой на широкие морские просторы с быстрым течением и бодрящими волнами. К пристани под названием «90 лет» он подошел в состоянии творческого непокоя.

В спектакле, объединившем восемь фрагментов из мировой классики, сильна идея религиозная, идея мессы, отслуженной в честь театра, школы, основателей дома на Арбате, всех тех, кто в разные годы приходил сюда и превращал свою жизнь в служение этой сцене.

«Пристань», помимо различных художественных достоинств, ценна неюбилейным пафосом; в понятие «праздник», которым обозначается любая круглая дата, здесь вкладывают не стандартное, официозное наполнение, связанное с выставкой достижений и с изобилием красочных эпитетов. Здесь юбилей — это повод остро почувствовать бегущее время, ощутить неумолимость этого бега, вглядеться в эпоху и, восхитившись, проститься с ней в ожидании перемен.

Поэтому спектакль так эмоционально задевает — здесь за торжеством старой школы, за властью мастерства чувствуется его принадлежность иным временам. В «Пристани» оживают легенды — ведь для театралов 20–30 лет имена Юлии Борисовой или Юрия Яковлева, Галины Коноваловой или Владимира Этуша связаны скорее не с художественной реальностью, а с великой историей, которую изучают по учебникам и в записях. «Пристань» делает эту легенду живой современностью, фактом театральной жизни двадцать первого века — это понимаешь, когда смотришь, с какой молодой энергией и свободным озорством 92-летняя Галина Коновалова играет Бывшую актрису императорских театров из рассказа Ивана Бунина «Благосклонное участие». Или когда наблюдаешь, как Юлия Борисова, стройная, грациозная и подвижная, «передает привет» своей принцессе Турандот 60-х годов от Клары Цаханассьян («Визит дамы») из 2011-го. Во многих из этих отрывков есть ощущение всепобеждающего актерства, лицедейства, способного остановить время: в финале «Благосклонного участия» старая артистка, трепетная старушка, переживает свой успех — успех вопреки возрасту, вопреки времени — и тут она уже не смешна, не нелепа. Она отбегает в глубину сцены, купаясь в аплодисментах публики, потом эта толпа волной выталкивает ее вперед, и кажется, что уже не персонаж, а сама актриса отчаянно смеется, признаваясь в любви к своему странному ремеслу, к этой сладостной кабале, одновременно разрушающей и продлевающей жизнь.

И все же за торжеством актерства в «Пристани» то и дело чувствуется призрачность этой победы: о беспощадности набегающего времени Лановой читает стихи Пушкина, об этом играет Владимир Этуш в отрывке из «Цены» Артура Миллера.

Его старик, антиквар Соломон, торгуется с клиентом не ради денег: новая сделка как договор с небом, попытка продлить жизнь. Но с небом не сторговаться: и в финале, сев на купленную старинную мебель, он становится похож на Фирса, забытого в отжившей свой век усадьбе.

Все труднее писать про актеров, все реже хочется писать развернутые портреты актеров — дело не в качестве игры, не в проблемах школы. Современный театр — сверхрежиссерский — все меньше оставляет места для чистой игры, для проявления разнообразных, индивидуальных красок таланта. В «Пристани», над которой работала группа режиссеров, чувствуется стиль Римаса Туминаса — в строгой композиции, в образах неверного моря и мрачного старинного храма (основная декорация — мощные каменные стены, уходящие ввысь), связывающих все отрывки, в теме смерти, иногда уходящей на второй план, но к финалу мощно вступающей в свои права. И тем не менее «Пристань» — это прежде всего уникальная возможность увидеть высокие образцы актерского мастерства, вахтанговской школы, что особенно важно во времена, когда понятия школы, традиций русского театра размыты и принадлежат скорее научной литературе, чем практике.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.