Театр им. Вахтангова — корабль с долгой историей плавания. Под руководством нового капитана Римаса Туминаса он смог выбраться из тихой бухты с застоявшейся водой на широкие морские просторы с быстрым течением и бодрящими волнами. К пристани под названием «90 лет» он подошел в состоянии творческого непокоя.
В спектакле, объединившем восемь фрагментов из мировой классики, сильна идея религиозная, идея мессы, отслуженной в честь театра, школы, основателей дома на Арбате, всех тех, кто в разные годы приходил сюда и превращал свою жизнь в служение этой сцене.
«Пристань», помимо различных художественных достоинств, ценна неюбилейным пафосом; в понятие «праздник», которым обозначается любая круглая дата, здесь вкладывают не стандартное, официозное наполнение, связанное с выставкой достижений и с изобилием красочных эпитетов. Здесь юбилей — это повод остро почувствовать бегущее время, ощутить неумолимость этого бега, вглядеться в эпоху и, восхитившись, проститься с ней в ожидании перемен.
Поэтому спектакль так эмоционально задевает — здесь за торжеством старой школы, за властью мастерства чувствуется его принадлежность
иным временам. В «Пристани» оживают легенды —
ведь для театралов
И все же за торжеством актерства в «Пристани» то и дело чувствуется призрачность этой победы: о беспощадности набегающего времени Лановой читает стихи Пушкина, об этом играет Владимир Этуш в отрывке из «Цены» Артура Миллера.
Его старик, антиквар Соломон, торгуется с клиентом не ради денег: новая сделка как договор с небом, попытка продлить жизнь. Но с небом не сторговаться: и в финале, сев на купленную старинную мебель, он становится похож на Фирса, забытого в отжившей свой век усадьбе.
Все труднее писать про актеров, все реже хочется писать развернутые портреты актеров — дело не в качестве игры, не в проблемах школы. Современный театр — сверхрежиссерский — все меньше оставляет места для чистой игры, для проявления разнообразных, индивидуальных красок таланта. В «Пристани», над которой работала группа режиссеров, чувствуется стиль Римаса Туминаса — в строгой композиции, в образах неверного моря и мрачного старинного храма (основная декорация — мощные каменные стены, уходящие ввысь), связывающих все отрывки, в теме смерти, иногда уходящей на второй план, но к финалу мощно вступающей в свои права. И тем не менее «Пристань» — это прежде всего уникальная возможность увидеть высокие образцы актерского мастерства, вахтанговской школы, что особенно важно во времена, когда понятия школы, традиций русского театра размыты и принадлежат скорее научной литературе, чем практике.
Комментарии (0)