Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПАМЯТИ...

ПАМЯТИ ЛЬВА КУБАРЕВА

Он сам этого не знал. В балладе, которую вы читали, он странным образом предсказал свою смерть.

Алексей ТОЛСТОЙ. «Упырь»

Л. Кубарев (Стрельников). «Тетрадь Юрия Живаго». Фото В. Васильева

Л. Кубарев (Стрельников). «Тетрадь Юрия Живаго».
Фото В. Васильева

А. Жданов (Эдстейстон) и Л. Кубарев (Потемкин). «Великая Екатерина». Фото В. Васильева

А. Жданов (Эдстейстон) и Л. Кубарев (Потемкин).
«Великая Екатерина».
Фото В. Васильева

Л. Кубарев (Рыбаренко). «Упырь». Фото В. Васильева

Л. Кубарев (Рыбаренко). «Упырь».
Фото В. Васильева

В последних спектаклях он вдруг заговорил «голосом Высоцкого» — с хрипотцой и трещиной. И умер так же рано, то есть еще более молодым, чем Высоцкий. Гортанная «трещина» оказалась не театральной игрой, заведённой с юности, а смертельной болезнью.

Актёра Льва Кубарева я видела только на сцене (кажется, даже на улице не встречала): с того момента, когда курс И. П. Владимирова вышел на сцену Учебного театра сыграть «Доходное место» (Кубарев был Жадовым, год шёл 1978-й…) — и до последней его роли герцога Корнуэлльского в «Короле Лире» Театра на Литейном. Пятнадцать лет своей жизни он провёл в этом театре. Я помню почти все его работы и знаю: своего он не сыграл, не дождался.

С самого начала в нём ощущалась брутальная, несколько грубоватая, мужская сила, смягчавшаяся как бы (подчёркнуто — как бы…) нарочитой сценической ленцой. Чтобы не в лоб, со всего маху, а так — припорошив крутую натуру пылью лёгкого цинизма, приглуша внутреннюю энергию и нервное клокотание как бы (подчёркнуто — как бы…) наплевательской развалочкой. Он будто укорачивал широкий от природы шаг, идя «вполноги». Только в последние его сезоны, с приходом в театр Геннадия Тростянецкого, это «как бы» стало образным принципом (театр Тростянецкого строится именно на «как бы») И появились пьяный князь Потёмкин в «Екатерине Великой» Б. Шоу, и Рыбаренко в «Упыре», и Корнуэлл…

Укорачивая шаг, он всегда гасил пафос — иронией, словно боясь о главном сказать прямо.

Говорят, совсем незадолго до смерти он спрашивал врача: «Доктор, я успею узнать результаты первенства мира по футболу?» Тот глядел в календарь, считал дни и отвечал: «Не знаю, может быть, нет…»

При этом всегда казалось, что, появись возможность, выплеснется бешеная эмоция, внутренняя «взрывчатка» разнесёт всё в щепы — и явится большой драматический артист Лев Кубарев как он есть.

Как он был. Потому что время уже прошедшее.

Тихий, болотистый ландшафт Театра драмы и комедии на Литейном под руководством Я. С. Хамармера. Всё — никак. Не драма и не комедия. Должно было пройти десять лет, чтобы он сыграл первую достойную, крупную роль, и пятнадцать, чтобы…

Как «первую роль» я помню Стрельникова, которого Кубарев замечательно играл в сезон 1987/88 года. «Доктор Живаго» был явно неудачен, банален, повествователен, но отчётливо помню крепкую (хорошо бы сказать — кряжистую) фигуру Антипова-Стрельникова и его финальный разговор с Живаго в Варыкино.

…Они вместе вспоминали Лару, причём воспоминания шли как бы параллельно. Они вспоминали, в сущности, разных женщин, стараясь убедить друг друга в любви Лары к другому и ловя доказательства её любви к каждому из них. Это было их с нею заочное, косвенное общение, необходимое, когда любимого человека нет рядом и можно хотя бы словом, хотя бы воспоминанием материализовать его в пространстве возле себя реальностью произнесённого… Здесь был поединок эгоистических воль и альтруистических побуждений, момент единения двух противоположных натур, сыгранный напряжённо и убедительно. Начиная беседу, Стрельников зажигал много свечей на столе: это придавало разговору ту камерность, доверительность, какой вообще отличается обстановка дома в Варыкино. А в конце Стрельников-Кубарев пальцами гасил пламя каждой свечки…

Герои Льва Кубарева не раз думали о смерти, стояли на её пороге и переступали этот порог.

Печать «зазеркалья» тенью лежала на лице Рыбаренко, когда этот борец с упырями неожиданно появлялся из-за зеркала на бале и объяснял наивному Руневскому, кто окружает их… Да, да, тут, на бале… в жизни… в страшной российской жизни, интерес к которой Рыбаренко уже как бы и утерял… Иронический сюжет Кубарев играл сумрачно, за обычным отчуждением брезжила какая-то волчья тоска, и тлен, казалось, уже коснулся его героя… Хрипел надтреснутый голос. Может быть, роль была освещена «тем светом», с которым актер уже соприкоснулся сам не зная того? И потому Рыбаренко-Кубарев выламывается из затейливой рамы нарядного, миленького «Упыря» фигурой трагической, роковой, обречённой?.. В памяти. Я не знаю, когда настигла актёра болезнь и когда он узнал о ней.

Он заговорил как актёр в полный голос, и как раз в этот момент голос вдруг треснул, осел в хрип. Лев Кубарев — актёр без званий, просто хороший актёр просто обычного театра, Театра на Литейном, умер летом 1994 года.

Марина Дмитревская

Комментарии (1)

  1. Владимир Рожнов

    Лёвка, Лёвка… Столько лет прошло, а я забыть не могу, как ты, прощаясь с Питером, и, зная, что осталось совсем чуть-чуть, просил моего племяшку Сашку покатать тебя на раздрызганом авто по ночному городу. Просто, по-мужски, без суеты и лишних жестов, сказать ему своё: «Прощай!» Как ты, зная, что творится в моей душе после очередного предательства близкого человека, затащил меня к себе в какое-то убогое актёрское жилище, среди ночи вдруг стал жарить какую-то курицу и, подняв стакан сказал: «Старик, тебе ведь не впервой так кувыркаться? Всё ещё не так плохо, как могло бы быть…Давай, за тебя! За Жизнь!» И крепко, по-мужски обнял меня, провожая в белую ночь. Я тогда ничего ещё не знал, что его ждёт… Что вижу его в последний раз. Что и через четверть века буду слышать его надтреснутый, хрипловатый басок, который, расставаясь навеки, будто благословил всех нас: «За Жизнь!» Спасибо тебе, братишка! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.