Всякий ТЮЗ на том стоит, что в нём главным образом молодёжь играет. И ТЮЗ Корогодского на том же знаменитость приобрёл, когда в нём одновременно творили молодые режиссёры Лев Додин и Вениамин Фильштинский да молодые актёры… От «гвардии» тех времён немного осталось ветеранов в нынешнем ТЮЗе. И практически все они выходили в этот вечер на сцену — в качестве партнёров бенефицианта Игоря Шибанова, родом — из тех же времён, из тех же спектаклей. Одни до сих пор сохраняются в ТЮЗовском репертуаре, перекрывая все рекорды живучести: «Наш Цирк», «Наш Чуковский»… Другие памятны уже только самому старшему поколению… А зал ТЮЗа, между прочим, как и всегда — заполнила галдящая молодёжь! Которая, оказывается, так же любит Шибанова, как и их родители! А ведь, казалось бы, только понаслышке и могут знать…
Впрочем, юбилейный вечер прояснил: и Шибанов не обижен новыми ролями, что он и продемонстрировал под радостный гул публики. Даже более: вырванные из контекста постановок самого разного достоинства, роли приобрели отточенность и яркость, достойные концертного номера. И тяжело вспоминаемые Лис из «Маленького принца» или Царь Берендей из «Сна не Нере» вдруг обрели в этот вечер тонкую иронию, ясную гармонию и, не скованные грузом предлагаемых обстоятельств. заслужили радостные аплодисменты.
Тем более обрадовала публику виданная-перевиданная триста раз виртуозная партитура «Жалобной книги» — блистательного маленького скетча. И неожиданно поразил, заставив подумать о нереализованной судьбе драматического таланта Шибанова (его несомненный комедийный дар с лихвой востребован родным театром), сыгранный рассказ Власа Дорошевича, полный щемящего чувства летящей в тартарары жизни, прожитой глупо, нелепо, бессмыслен но… чувства безмерной российской тоски от фатальной предопределённости этой идиотской жизни. Сильная вещь — посильнее «Жалобной книги» будет.
Как и положено на подобном вечере, по завершении «художественной части» юбиляра усадили в кресло, дабы он мог наслаждаться дальнейшим ходом событий и принимать заслуженные комплименты и подношения. Вопреки сложившейся традиции, на сцену с поздравлениями не вылез городской истеблишмент (административный или же профессиональный), не было и безразмерных брусничных пиджаков, облегающих мощные спонсорские торсы. Народ был всё больше простой: друзья, коллеги, почитатели. Даже, можно сказать, обожатели — по отношению к Игорю Шибанову это не будет натяжкой. Главный режиссёр Молодёжного театра Семён Спивак, окружённый прекрасной половиной своей труппы, прочёл любимые стихи (Блока). Пятеро или шестеро совсем юных отроков, к полной неожиданности бенефицианта, обратились к нему: «Папа!»… Шибанов попятился от набивающихся в наследники пяти или шести самозванцев, и те признались, что они, собственно, тоже «шишки» — был у Шибанова такой обаятельный персонаж из сказки «Не уходи ни когда». В доказательство юнцы продемонстрировали шишковые рожки под шапками и подарили Шишку-старшему набор столовых ножей, которые тот, помнится, коллекционировал.
На прощание Игорь Шибанов и Ирина Соколова подари ли нам свой маленький шедевр, виданный опять-таки триста раз и не только не надоевший — напротив, оттого лишь ещё более любимый: бессмертную «Муху-Цокотуху».
Будет, будет мошкара веселиться до утра…
Марк ХАЗАРОВ
Комментарии (0)