Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

И ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

ХОЛОДНОЕ ЛЕТО В ТАМПЕРЕ

«Gravitational Comedv». Театр «Flipside», Глазго

«Gravitational Comedv».
Театр «Flipside», Глазго

«Beginings». Театр «Splrale», Женева

«Beginings».
Театр «Splrale», Женева

Крис аф Энехельм. «For Valeska». Театр «Zodiak», Хельсинки

Крис аф Энехельм. «For Valeska».
Театр «Zodiak», Хельсинки

Кирси Монни. «For Valeska». Театр «Zodiak», Хельсинки

Кирси Монни. «For Valeska».
Театр «Zodiak», Хельсинки

Пол Кесселёфски и Джон Фишке. «Гибель „Титаника“». Театр «Kesselofski & Fiske», Упсала

Пол Кесселёфски и Джон Фишке. «Гибель „Титаника“».
Театр «Kesselofski & Fiske», Упсала

Веса Виерикко (Астон) и Веса-Матти Лойри (Дэвис). «Сторож». «The Group Theatre», Хельсинки

Веса Виерикко (Астон) и Веса-Матти Лойри (Дэвис). «Сторож».
«The Group Theatre», Хельсинки

«Ангелы в Америке». Сцена из спектакля. Финский национальный театр, Хельсинки

«Ангелы в Америке». Сцена из спектакля.
Финский национальный театр, Хельсинки

«Nyabinghl — Dreamtime». Сцена из спектакля. Театр «Urban Bush Women», Нью-Йорк

«Nyabinghl — Dreamtime». Сцена из спектакля.
Театр «Urban Bush Women», Нью-Йорк

Тампере — город, пленяющий, обнимающий тебя за¬круглёнными очертаниями уютных набережных, сохранивших под слоем бетона естественную волнистость береговой линии, город, умиротворяющий несуетностью и покоем, мягким и ласковым звучанием финской речи, запахом чистой речной воды и буйной зелени.

Тампере — город для жизни; театр в Тампере — часть городского организма и одно из непременных условий здешней жизни. В городе с населением 170 тысяч человек — 16 собственных театров, несколько традиционных фестивалей (в том числе международных): музыкальный («Тампере-Биеннале»), хоровой, джазовый, народного танца, короткометражных фильмов… И — Международный театральный фестиваль. В августе 1994 г. он проводился в двадцать шестой раз, а статус международного получил в 1989 г., когда пост его художественного руководителя заняла неутомимая и пока бессменная Вивика Бандлер. Удивительно — вся махина фестиваля приводится в движение усилиями одних женщин (кроме Вивики, это Лена Вихоля, исполнительный директор, а также Паула Киннунен и Эвамайя Миеттинен).

Программа фестиваля 1994 г включала в себя лучшие финские спектакли сезона 1992/1993 и театральные работы, представленные труппами из Нью-Йорка, Женевы, Амстердама, Упсалы, Стокгольма, Глазго, Саранска… В течение шести августовских дней и ночей 75 театральных коллективов показали около 60 спектаклей и почти 200 разного рода представлений — на сценах и площадках открытых и закрытых, специальных и импровизированных. Под финал фестиваля грянул Большой Ночной Хэппенинг, и тогда десятки тысяч его участников-зрителей (в большинстве это жители Тампере) заполонили городской центр — театральные сцены, соборы, площади, улицы и парки, кафе и рестораны.

Но и в обычные фестивальные дни горожане удивительно артистично, легко и талантливо подхватывали условия игры, предлагаемые актёрами многочисленных уличных трупп. Одной из самых популярных и любимых была труппа из Глазго «Flipside» с уличным представлением «Gravitational Comedy». Посмотрев этот спектакль не меньше пяти раз, в день отъезда я с ужасом осознала, что ни шестого, ни седьмого раза уже не будет… Мастерски выполняя сложнейшие цирковые фокусы, троица ребят, свободно импровизируя, проделывала всё это как весёлые и непредсказуемые дурачества тинейджеров, пришедших сюда так, поиграть — с ослепительными улыбками, поддразнивая и заводя друг друга, владея, однако, искусством с пол оборота заводить и зрителей, мгновенно превращать их в азартных соучастников своих головокружительных трюков.

Тампере — город, где в полной гармонии соседствуют густонаселённые урбанизированные районы и нетронутые природные массивы с лесистыми холмами и чистейшими озёрами, а в архитектуре мирно уживаются ансамбли старинных построек и современные жилые кварталы, традиционная финская культовая архитектура (с каменной церковью XV в., с одним из шедевров стиля модерн — Кафедральным собором) и футуристические бетонные храмы современных зодчих… Так же и тамперский фестиваль собрал спектакли и труппы разноприродные, разноликие. На этот раз не предлагалось никакой объединяющей «идеи» фестиваля. Однако несколько лет назад тамперский форум собрал спектакли малых форм под девизом «Чем меньше, тем лучше», и это был едва ли случайный выбор фестивальной «темы». По-моему, и на сей раз лицо фестиваля очерчивалось благодаря спектаклям компактной, сжатой формы, нетрадиционного репертуара, с оригинальным и сложным театральным текстом.

Вот почему спектакль «Сирано де Бержерак» Финского национального театра (Хельсинки) с прекрасным Сирано — Эско Салминеном не стал центральным событием фестиваля, несмотря на завидно высокую театральную культуру представления: традиционный академический стиль, крупная форма, постановочный размах и шик выводили его за эстетические рамки общей картины фестиваля. Блестящим, но столь же инородным зрелищем стали, на мой взгляд, танцы в прекрасном исполнении негритянской труппы из Нью-Йорка «Urban Bush Women»: это было традиционное шоу. Поистине звёздный актёрский состав представил хельсинкский «The Group Theatre» в «Стороже» Г. Пинтера: Веса-Матти Лойри в роли Дэвиса, именуемый в финской прессе «лучшим актёром Финляндии», и не уступающий ему Веса Виерикко в роли Астона «прикрывали» своим действительно виртуозным искусством анемичную режиссуру.

В отличие от этих трёх талантливых работ, оказавшихся, как мне кажется, всё-таки на обочине фестиваля, в программе его были и зрелища просто провальные. Первое среди них — увы, громко названная «мировой премьерой» совместная постановка Национального театра из Мордвы (Саранск) и тамперских актеров «Четвёртая симфония Сибелиуса»: невыносимая, тягучая скука безликого пересказа биографии композито¬ра. Биографическое содержание легло и в основу работы «Женщина любит ледяное шампанское»: Тийа Лоусте сыграла моноспектакль, посвящённый финской писательнице Айно Каллас, но погрузила нас не столько в творческий мир своей героини, сколько в перипетии её женской судьбы.

Настоящим потрясением и первейшим событитем тамперского лета стала для меня работа хельсинкского театра «Zodiak» «For Valeika», посвящённая памяти немецкой танцовщицы Валески Герт (хореография Кирси Монни). В отличие от других «биографических» спектаклей фестиваля, этот воскрешает прежде всего эстетический, художественный феномен, загадку артистизма, метафизику души и мир подсознания гениальной актрисы. Предельно камерный, в исполнении Кирси Монни и Крисаф Энехельм, в музыкальном сопровождении Санны Салменкаллио, спектакль в Тампере шёл в комнате на расстоянии вытянутой руки от публики и воздействовал не просто мощно, но жестоко, повергая зрителей в состояние сильнейшего шока — кого от восхищения, кого от отвращения. Ненормативные, аномальные движения, подчас напоминающие элементы танца буто, складывались в гротесковый рисунок, где соединялись жесты и позы от сакральных, ритуальных до кабаретных, издевательски-вульгарных, будто ставил их сам Тулуз-Лотрек. От мук и корчей человеческого рождения и внутриутробного первого крика — к страшному познанию другой темноты, замыкающей трагический круг жизни.

Вершиной фестиваля, на мой взгляд, стал и шведский спектакль «Гибель „Титаника“» (режиссёр Джим Байвотер) — также в исполнении всего двух актёров, на этот раз мужчин. Перед нами — до изнеможения смешная комедия, названная в шведской прессе «оскорбительно забавной». Трагедия «Титаника», потрясшая мир в 1912 году, стала одним из излюбленных сюжетов искусства XX века, а на исходе столетия превратилась в миф Нового времени (или парафраз древнего мифа о Ноевом ковчеге?) Документально-точный (на экране сменяются фотоизображения «Титаника» и его реальных пассажиров-смертников) и предельно отстраненный, сюжет о гибели «Титаника» согласно пьесе разыгрывается между двумя героями — актёрами Гилбертом и Сиднеем, примеряющими на себя одну роль за другой, а их, в свою очередь, играют блистательные комики Пол Кесселёфски и Джон Фишке.

Но, может быть, наибольшее число почитателей собрал спектакль «Beginnings» (режиссёр Патрик Мор) — остроумная и мудрая интерпретация знаменитого финского эпоса «Калевала» силами международной труппы из Женевы (Театр «Spirale»), в состав которой входят артисты из стран Европы, Африки. Австралии, Азии, Южной Америки. Архетипы финской мифологии, космогонические образы национального эпоса в спектакле — та почва, на которой прорастали вечные начала неумирающих жизненных ценностей…

Тампере — город для жизни.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.