Беречь надо не мастеров, беречь надо тех, кто способен принять на себя долго временную работу.

Театр «LUSORES» как будто продолжает в своих
поисках студийные опыты Пушкинской, 10 времен
Всероссийского объединения творческих мастерских
(конец
* Выражение Александра Соколянского, относящееся как раз к ситуации ВОТМа (Соколянский А. После конца концов // Московский наблюдатель. 1994. № 11–12. С. 5–11).
Наряду с опасностями, есть в студийном существовании и безусловные плюсы. Прежде всего это возможность долгих лабораторных поисков. «LUSORES» — театр интеллектуалов, литературоцентристский театр. По крайней мере именно работа с текстовой материей, «высекание» энергии слов, звукопись стиха занимают в работах Савчука и его артистов важнейшее место. Глагольные рифмы, ломаный размер, звуковые изыски старорусского языка, шаманская прелесть дофольклорной поэзии — все это предмет искреннего восхищения «лузеров», их стихия. Начавший с эпатажа, с игры в неудачников спектаклем «Lusers ХР — самый плохой спектакль в городе», Савчук известен сейчас работой со сложными, неисследованными или мало исследованными театром текстами. В его «Двух Лазарях» зазвучал древнерусский духовный стих, апокрифы «калик перехожих», в «СиНфонии № 2» (по произведениям Даниила Хармса), «Небесных верблюжатах» (по поэзии Елены Гуро) и «Зангези» (по произведениям Велимира Хлебникова) открылось философскорелигиозное богатство и какая-то первобытная мощь поэтики авангарда. Авангардная поэзия наследует в творчестве «лузеров» русским апокрифам именно своей архаической цельностью, плотностью текста, такой (согласно любимой присказке Александра Савчука, заимствованной у Хармса), что, если бросишь страницу в окно, она пробьет стеклопакет.
Если тексты в спектаклях «LUSORES» находятся
в центре внимания, переливаясь во всем своем
первозданном блеске, то визуальная составляющая
подчеркнуто минималистична. Так, «лузеры»
очень редко обращают внимание на свет. То, что
в «СиНфонии» он работает на создание сюрреалистического,
дискретного хармсовского мира,
а в «Зангези» подчеркивает античные формы амфитеатра,
отсылая к греческой трагедии, во многом
заслуга Татьяны Яковлевой, художника по свету
театра «Особняк». На других площадках актеры
могут играть с минимальным светом, полностью
отдаваясь звуковой стихии текстов. Предметный
мир спектаклей Александра Савчука не просто «бедный» — нищий, что тоже отсылает к примитивистским
опытам русского авангарда


Искусство Александра Савчука — ироничная игра религиозного сознания. Не будучи дидактичными и назойливо религиозными по содержанию, его спектакли — всегда разговор с богом. В основу «Двух Лазарей» положена христианская мифология, в структуре «СиНфонии № 2» «зашита» литургия, герой «Зангези» бросает вызов небу и погибает. В этой системе координат персонаж спектакля деиндивидуализирован, превращен в посредника между текстом и предметом. Актеры «LUSORES» блестяще умеют модулировать текст, передавать его самодостаточность. Разрыв связи между текстом и субъектом речи — к этому, по всей видимости, стремится Савчук в работе с авангардной поэзией, и часто этот ход ему удается. Личный рост актрис театра видится мне как раз в отходе от индивидуальности в сторону нейтральности персонажа. В спектакле «СиНфония № 2» Анна Прохорова и Анна Савенкова вещают так, как вещали, должно быть, пифии или оракулы в древние времена, в то время как чтение Виктории Евтюхиной транслирует религиозное содержание хармсовских стихотворных форм. Александр Савчук явно понимает и развивает этот аспект своей театральной поэтики — его «Зангези», созданный по сверхповестям Хлебникова, уже полностью выстроен на борьбе с текстом. Весь спектакль превращается в изнуряющий часовой поединок человеческой плоти и сверхличностной поэзии, слишком сильной, слишком дикой, чтобы эта плоть могла ее выдюжить. Александр Кошкидько в роли Зангези — пожалуй, самая сильная актерская работа в истории «LUSORES». В театре, построенном на ансамбле, это первый солист. «Клоун божий», непослушная марионетка, его Зангези то и дело грозит вырваться, выпутаться из плена сверхслов, но вновь и вновь попадает в их ловушки. После каждого длинного монолога он рисует на теле очередной знак — как будто шаг за шагом отдается во власть текста.
Драматургия театра «LUSORES» — драматургия монологов. Не случайно Савчук работает в основном с поэтическими текстами или прозой, а если берется за драматургию — то непременно обращается к корням европейской драмы, театру Эсхила. Простые в своем пластическом и визуальном рисунке, насыщенные литературными и философскими аллюзиями, новаторские по вербальной ткани — спектакли-ребусы «LUSORES» продолжают завоевывать зрителя. Впрочем, на сегодняшний день театр уже доказал свое право на существование, сумев сохранить независимость и стать одной из самых ярких петербургских театральных лабораторий последних лет. Остальное — в перспективе усилий.
Август 2011 г.
Комментарии (0)