МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ «М@RT.КОНТАКТ-2011»
Для завсегдатаев могилевского фестиваля — никаких неожиданностей: мы наблюдали, как растут режиссеры Екатерина Аверкова, Ольга Скворцова и Евгений Корняг. Вот и наступил тот прекрасный день, когда белорусский театр стал предметом серьезного разговора, показал себя живым, современным и конкурентоспособным.
Лучшим спектаклем фестиваля, по мнению профессионального жюри, стал «Офис» по пьесе «Бесхребетность» немецкого драматурга Ингрид Лаузунд (Национальный академический драматический театр им. Янки Купалы, режиссер Екатерина Аверкова).

На фоне бело-серого задника, изображающего интерьер офисного помещения, — серые фигурки персонажей — офисных служащих. Не люди, а функции. У актеров нет ни одного случайного или бытового жеста, каждая поза, поворот головы, движение руки отточены, как в танце. Они кажутся графическим рисунком, таким же плоским, как их офис на заднике, и таким же четким, «нарисованным» твердой рукой профессионала. Беспрерывная суета офисной жизни похожа на ритуал, потерявший смысл и содержание, на работу отлаженного механизма. Через равные промежутки времени гудит кофеварка, шумит спускаемая вода в уборной, вспыхивают и гаснут рутинные конфликты. Открываются двери кабинета шефа, как будто врата ада, и поглощают очередную жертву. Несчастный возвращается помятым, растоптанным и униженным. На какое-то время он выпадает из общего автоматического существования, перестает быть марионеткой, обретает человеческое лицо и переживания, но только пока не оправится и не вернется к своей маске. Изменения, происходящие с персонажами во время пребывания «в аду», актеры выражают в первую очередь пластически, делают это виртуозно и остроумно, из одной фигурки превращаясь в другую, как будто бы смятую или поломан ное достоинство которой в жанровой чистоте. Лирическая часть жанрово не решена, хотя понятно, что обойтись без «очеловечивания» в финале Аверкова не могла — тогда изменился бы месседж спектакля, а для режиссера принципиально поставить спектакль про людей, а не про маски. Ее волнует то, как социальная махина превращает людей в нелюдей, в автоматы.
Театральный язык режиссера лаконичен, выразителен и остроумен. Спектакль в первую очередь зрелищный. Вспоминая работы Екатерины Аверковой на лабораториях «М@RT.Контакта» в предыдущие годы, видишь, что в данном случае уже можно говорить о режиссерском почерке.
Аверкова показала на фестивале еще один спектакль — «Событие» по пьесе В. Набокова. Это ее первая работа с труппой Могилевского театра, главным режиссером которого она пробыла год. Трудно сказать, что в данном случае подвело режиссера: выбор материала, к которому она, очевидно, равнодушна, или актеры, с которыми еще не сложился альянс (многие актеры «Офиса» учились вместе с Аверковой). В первую очередь бросается в глаза безвкусное оформление спектакля (это удивительно, ведь художник — та же Алена Игруша, что и в стильном «Офисе»). Режиссер стремилась решить «Событие» в жанре фарса, но материал не поддался такому замыслу. Разноцветные, броские, выполненные в стилистиках разных эпох костюмы были бы уместнее в какой-нибудь комедии «розового периода» Ануя. Неудачна попытка решить персонажей в фарсовой манере. Здесь, как и в «Офисе», у каждого свой пластический рисунок, но красочные фигурки не сливаются в единую картину, выглядят отдельными аляповатыми мазками. Так же, как и актеры не сливаются в ансамбль, а остаются разрозненной шумной компанией, в которой каждый по-своему понимает фарс. Да и сама режиссер, как кажется, не очень-то представляет, какую историю и про что она ставит. Поэтому не может выбрать язык и выразительные средства.
«Событием фестиваля» жюри назвало Ольгу Скворцову — режиссера, хореографа, танцовщицу и актрису. Программа была составлена так, что мы смогли узнать Скворцову во всех ипостасях. Год назад мы уже видели ее в «Саfe „Поглощение“» Евгения Корняга в качестве актрисы и хореографа. В «Офисе» мы убедились в том, что Скворцова — великолепная драматическая актриса. Ее героиня — самая забитая офисная девушка, самая «никакая» среди «никаких» персонажей. Она мечтает пройтись по подиуму в красном платье раскованной походкой от бедра и громко высказать то, что ей хочется, но в жизни она может ходить только на полусогнутых ногах, ссутулившись, скрючившись, и говорить лишь то, что от нее ждут. Перевоплощения в «звезду» и обратно в «бесхребетную» офис-служащую Скворцова виртуозно демонстрирует пластически и проживает драматически. С самого начала собственная «бесхребетность» для нее — драматическая коллизия. При этом она не нарушает законы жанра, существует в жестком гротескном рисунке.
В этом году на фестивале в качестве танцовщицы Ольга Скворцова предстала в спектакле «Бегство» пластического театра «Chasqui grup» (Берлин). Трое ее партнеров выполняли исключительно пластические задачи, не задаваясь целью переживать незамысловатую историю о всепоглощающей страсти. История же героини Скворцовой не распадалась на отдельные танцевальные номера, была сквозной: жертва физиологической, неуправляемой, некрасивой и беспощадной страсти. Она мучилась ею, стыдилась и все равно наслаждалась и стремилась к ней. Месседж, который был невнятен у режиссера Ольги Костель, доносила Скворцова: актриса, отчуждаясь от героини, испытывала страх перед животной страстью, легализированной в современном мире.
В спектакле «Мухи на солнце» театра современной хореографии D.O.Z.SK.I. молодые режиссеры Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова создали и сам мир «мух», и своеобразный, авторский язык, на котором нам о нем рассказывают. В основе пластической партитуры спектакля — обряды и ритуалы африканских племен, переосмысленные современными хореографами. Спектакль состоит из небольших танцевальных сцен, связанных сквозным действием, каждая из них построена по законам драматургии: есть завязка, кульминация, развязка и… высказывание. Мир «мух» — мир, вернувшийся к истокам, очищенный от копоти цивилизации, от всех знаний о нем и о нас самих. Этот мир — знойный, пустынный и чистый, в него погружаешься с первых минут спектакля. Атмосфера затягивает, «очищает», и ты сперва начинаешь чувствовать себя «мухой», жить в одном с ними ритме и только потом ориентируешься в происходящем. «Мухи» заново открывают для себя все этапы роста и процессы развития, как физиологические, так и социальные. Рождение, взросление, любовь, секс, зачатие, роды — все происходит с «мухами» впервые. Каждое повседневное происшествие и самое маленькое изменение в душе и в теле становится важным событием и для персонажей, и для режиссеров. Они дают нам возможность подробно, серьезно и заново взглянуть на то, что нам казалось давно известным. Язык, которым говорят D.O.Z.SK.I., непростой, его не всегда понимаешь, но эмоционально сразу подключаешься к происходящему.
Имя Евгения Корняга в России уже известно («ПТЖ» писал о двух его спектаклях в № 52 и 56). Думается, что именно с его постановок начался театральный прорыв в среде белорусской молодежи. В этом году Корняг не участвовал в фестивальной программе, но, пока шел фестиваль, он с актрисами могилевского театра за семь дней отрепетировал и показал эскиз к своему будущему спектаклю «Интервью с ведьмами» по сказкам братьев Гримм. Двадцатиминутное действо был настолько безукоризненно решено и сыграно, что стало одним из самых сильных фестивальных впечатлений.
Начинается спектакль с пластической увертюры: три женщины в черном, похожие на зловещие манекены, постепенно оживают в странном танце. Смысл происходящего еще не ясен, но зрелище уже завораживает. Корнягу удалось сделать визуально безупречный спек такль с помощью главного выразительного средства — тел актрис.
Каждая из ведьм после долгой борьбы за микрофон и внимание зрителей произносит свой жуткий монолог (программок не было, и мы не сразу догадались, что это — страшные сказки братьев Гримм, перенесенные в современность). Все три неподражаемы: басовитая, чудовищно спокойная и сильная ведьма Елены Кривонос; гламурная и нежная (но не менее страшная) романтичная ведьма Александры Виниченко; опасная, ехидная и изысканная ведьма Натальи Колокустовой. За каждой «страшилкой», вроде бы с упоением рассказанной ведьмами, стоит история женского страдания. Корняг, как всегда, на стороне своих героинь, даже если они ведьмы, он находит для них оправдание.
«Интервью с ведьмами» — поразительно изящная и увлекательная вещь, пока трудно представить, какой спектакль вырастет из этой миниатюры, потому что она кажется завершенной, а ее лаконичность — одно из выразительных средств.
Радует и удивляет то, что, несмотря на творческую самостоятельность молодых белорусских режиссеров, все они существуют в одном театральном пространстве, движутся в одном направлении. И если их дорожка станет основной магистралью белорусского театра, то это будет современный и живой театр.
Июнь 2011 г.
Виктория Аминова

1. Какие качества театрального критика нужно занести в Красную книгу?
Самого театрального критика нужно занести в Красную книгу. Все меньше людей, получивших диплом, остаются в профессии. Мне кажется, что профессия театрального критика меньше девальвируется, чем актерская и режиссерская. Может быть, оттого, что эта профессия не приносит «дивидендов» — ни денег, ни славы. То есть в ней остаются люди, желающие работать не за гонорар, а по гамбургскому счету.
2. Зачем сохранять театроведение?
Для того чтобы у театра был шанс остаться искусством, а не стать частью сферы развлекательных услуг. Театру нужен образованный зритель, чтобы развиваться в диалоге с ним.
3. Ассоциации: театральный Петербург — это…
То, что мне интересно. Хотя мне интересен театр, вне зависимости от географии.
Комментарии (0)