Время движется с ускорением. С твоими собственными годами — все быстрее. И все больше усталости, и больше требуется часов на восстановление. И миг отдыха от постоянно давящей тяжести обязанностей и обязательств все более краток. Его уже почти нет. И мрак сгущается.
Может, эти ощущения — только собственные, личные? Но так кажется лишь на первый взгляд. Мои коллеги по цеху музыкального театра состояние любимого искусства характеризовали подобным же образом. Я сама пару лет назад написала, что «прием устал» — сначала в узком смысле слова, говоря о приеме сдвига времени и места действия классических творений в опере и переводе всех смыслов в чернуху и извращение, теперь подтверждаю в широком, проецируя на искусство — в целом и на жизнь — в целом. Кризис. Кризис сознания, а вовсе не режиссуры или театра. Они ведь только отражение процессов осмысления изменяющегося мира, как мы сегодня ставим — так мы думаем и так чувствуем. Просто в искусстве это происходит талантливо или нет. Талантливо — это когда известное вдруг предстает новым, неизведанным и трогает до дрожи. Или когда объяснимое и легкое обрастает оттенками дум и эмоций, делающих простое сложным и объемным. А не талантливо — это когда все наоборот. И происходит это помимо поисков той или иной стилистики, языка, театральной лексики, помимо тех или иных модных тенденций. Просто таланты порождают моду, способствуют смене языка, а удел не талантов — тиражирование или имитация. Это не значит, что тенденции и нарождающиеся направления не надо фиксировать и изучать. И это не значит, что существуют раз и навсегда определившиеся критерии таланта, художественности и вообще того, что есть произведение искусства. Ничего этого нет — и здесь вечный поиск. Просто в эпоху кризиса или усталости хочется за что-то зацепиться — за новую простоту и ясность, новую религиозность, лидерство сильного дарования, за которыми мнится новое знание о мире и о себе.
Вот смотрю спектакли по городам и весям. Действительно, облики их вполне европейские, хотя и без той откровенности помоечного типа, которая утомила Европу. Чуть менее высок общий музыкальный уровень исполнения — больше неряшества в оркестре и озвучивании вторых-третьих партий. Но процесс ассимиляции в мировую культуру со всеми ее достоинствами и недостатками идет полным ходом. В том числе в этот процесс входит и рост самосознания личности творящего. Процесс выдавливания из себя раба тоже идет полным ходом. Раньше режиссер в музыкальном театре казался себе пигмеем и покуситься на великого (Глинку, Чайковского, Мусоргского и т. д.) не мог. Теперь — пожалуйста, похлопывает по плечу и нагло предлагает: а я вот тебя так поставлю или вот эдак, не понимая, что добавить гению еще немножко (это я про приращение смыслов) — удел немногих. В остальных случаях можно только усечь, обеднить, искорежить. Главное, гению от этого ничего не будет, вернее, он еще больше возвысится, а покуситель — разденется. А хорошо бы гения сначала исследовать и потом уж решать, на дружеской ли вы ноге… Нет, каждый будет уверять, что он все изучил и знает, каждый скажет, что он идет от музыки и ее ставит. Но на деле…
Вот смотрю «Пиковую даму» в Ростове. Изумительной красоты спектакль (костюмы умопомрачительные — обобщенного века осьмнадцатого). Музыка звучит, как надо… А история в этой пристойнейшей упаковке разыгрывается такая: Герман, сильно выпив (выходит, пошатываясь и с бутылкой), засыпает на скамейке в Летнем саду, и весь сюжет ему снится. Про то, как в первую же встречу овладел Лизой, она понесла, у нее токсикоз (теряет сознание в сцене пасторали «Искренность пастушки», где участвует в роли Прилепы вместе с семейством Томских). Старуха графиня спит в катафалке (Герман примеривается прилечь рядом), а потом с перепугу хватает пистолет, и наш герой в процессе самообороны убивает ее случайным выстрелом. Потом ему предстоит тяжелое объяснение с глубоко беременной Лизой, которой и топиться не надо, ибо умирает она, в корчах и муках, от выкидыша. Герман бежит в игорный дом, где мнит себя сфинксом (чудовищная фигура которого почти все время присутствует на сцене, будто наблюдая или подглядывая, от имени зла и вечности, — довольно прямой и топорный образ). Но потом все чудесно преображается, и после молитвы по убиенным, на теме любви, Герман опять оказывается на скамейке, просыпается, встает, тянется к солнцу, и только одна навязчивая мысль бьется в его сознании: «Господи, приснится же такое с бодуна». Во всяком случае, так кажется мне, зрителю этой мелодрамы. Она даже не плод больного воображения — из этого как раз может возникать искусство, она — плод обыденного сознания режиссера… Собственно, именно это и печалит — уровень обыденного сознания.
Мир болен, а век вывихнут… Этот безумный, безумный, безумный мир… В трагедии или комедии, в фарсе или гротеске художники всех тысячелетий размышляют о людях в этом мире (всегда таком — роковом, враждебном, вывернутом, дисгармоничном). Хорошо бы, чтобы они не только назывались художниками, а ими были. Это щекотливая для критика тема. Ведь каждый норовит спросить: «А судьи кто?» Судья — такой же человек со слабостями и силой, художник или не очень, мыслитель или… Да и немногие претендуют на роль именно судей. Все входит в несовершенство мира, в общий круг этого несовершенства, когда без саморефлексии факт искусства остается незавершенным…
Развеять мрак и грусть призваны веселые жанры — или легкие, как их принято называть. В музыкальном театре — оперетта, шоу, ревю (два последних — вроде не театр, правда). Они живучи, они компенсируют — что? — можно долго перечислять. Они несут энергию. Их время как раз время кризиса для других. Сегодня пора их расцвета, очередного, нового, давно неслыханного. В питерскую Музкомедию критики не ходили толпами со времен Воробьева. А теперь ходят (не толпами, это преувеличение, но все же). Приезжаю в Будапешт — там точно толпами. У них оперетта предмет национальной гордости. Они ее хоть и не изобрели (тут впереди планеты французы — самая легкомысленная и ироничная нация), но развили так, что она стала всеобщим достоянием. И их театр до недавнего времени переживал кризис, лишь последние лет пять подъем. Кризис из-за всего вышеперечисленного и подъем тоже. Подъем выразился в том, что произошла смена поколения — актерского и зрительского. На равных сосуществуют утвердившиеся направления — мюзикл и классика. И там и там часто заняты одни и те же исполнители. Они молоды, энергичны, популярны, как рок-звезды, они мастеровиты и харизматичны. Чего еще надо? Они по-другому играют любовь, потому что по-другому ее чувствуют — они ее играют с любовью к жанру. В венгерских спектаклях полностью отсутствует режиссерский радикализм. На сцене не роются в помойках, не испражняются и не трахаются со всеми физиологическими подробностями. Здесь задаешься совершенно другими вопросами. Как они так играют традицию, что она перестает казаться штампом? Ведь вроде все ужимки и примочки известны сотню лет, ну вроде ничего нового. А внимание держат, удовольствие налицо (или, вернее, на лицах)… Спел лирическую арию или любовный дуэт красиво и с чувством — классно! Станцевал так, чтоб сцена дрожала, чтоб трюк на трюке, — еще лучше. Все радуются. Тут блеск, умение, жизнь какая-то другая. Жизнь веселая, но не гламурная, как нынче принято говорить. В традиции, если она чтится, работают архаичные законы жанра или открываются заново, что ли…. Вообще, здесь на сцене архаика, а не гламур — образ красивой жизни как единственная цель и средство, прикрытие пустоты. Здесь другая красивость, наивная (отсюда и архаика) или игра в это. Игра для простодушных, для искренних в своих эмоциях, в проявлении эмоций людей. И с собственной неявной, может даже неосознаваемой целью — для того, чтобы количество простодушных, этих ныне ископаемых, множилось, а сложные открывались, прирастали, лечились простотой. Здесь все здоровы и бодры, здесь хеппи-энд. Механизмы работают старые как мир, только работают тогда, когда этому миру требуются…
Может, для того, чтобы наши души, уставшие, разъятые на части и вывалянные в грязи, очистились, требуются контрасты: распаду — целостность, мраку — свет, безобразию — красота. Это, конечно, всё трюизмы, очевидность, не требующая особых усилий мысли. Но так сегодня чувствуется…
22 ноября 2007 г.
Комментарии (0)