Две премьеры Свердловской музкомедии — «Ночь открытых дверей» Е. Кармазина и «Храни меня, любимая» А. Пантыкина — важны для театра и важны для жанра как такового. Во-первых, это редкие в наше время мировые премьеры. Во- вторых, это специально заказанные театром произведения, рождавшиеся в совместном творчестве авторов либретто, музыки и постановщиков. По сути, это примеры сочинения спектакля — определенной формы работы, которая не имеет широкой практики сегодня, осталась в прошлом «лаборатории советской оперетты», как именовали ту же Свердловскую музкомедию в лучшие ее времена. Ныне театр воскрешает прежний опыт, естественно, на новом витке развития, с новым пониманием собственных целей и задач. В этом смысле уместно вспомнить и «Парк советского периода» — спектакль, созданный к юбилею коллектива, реанимирующий популярную музыку предшествующих лет. Это был спектакль-воспоминание — о собственной истории, истории страны, спектакль милый, пронизанный ностальгией, но, может, не вполне совершенный в драматургическом плане и, естественно, лишенный оригинальной музыкальной партитуры. Теперь очевидно, что это был очень нужный театру опыт, он нашел воплощение в самых последних театральных опусах — гораздо более зрелых и художественно значимых.

«Ночь открытых дверей» по мотивам повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь» жанрово определена театром как «святочные сновидения». Это вполне удавшаяся попытка создания «омузыкаленного зрелища», где все пронизано единым ритмом — пластика, движения, диалоги, и оттого возникает ощущение гармонической целостности всех компонентов. Не достает спектаклю лишь точности адресного посыла — на какую аудиторию он рассчитан. Для детей несколько тяжеловат, для взрослых слишком читаем и предсказуем. Но свои технологические задачи спектакль решает успешно, и для внутреннего развития этот эксперимент многое способен дать. К тому же опробованы новые творческие силы: дебютировали либреттист, композитор, в непривычном для себя амплуа выступил замечательный В. Смолин.
«Храни меня, любимая» — опус дерзко дискуссионный, не способный оставить равнодушным как с точки зрения его принятия, так и отрицания. Он возмущает и радует — давно такого не было на равнинном поле оперетты. Это спектакль высокой меры условности, монтажной, дискретной драматургии, лишенный причинно-следственных связей, весь построенный на ассоциациях, поэтических обобщениях, при этом обладающий замечательной бытовой и психологической конкретикой. Вот вся эта вроде бы несовместимая смесь дает результат абсолютно неповторимый, дает ощущение новизны и свежести мысли, оригинальной образности театрального приема. В нем соседствуют острота формы, выраженная в красках гротеска (острокарикатурно показаны немцы), и удивительный лиризм и мягкость в обрисовке основных героев, наделенных бодростью духа и здоровым чувством юмора. В спектакле настоящая шлягерная музыка дедушки уральского рока А. Пантыкина. Когда выходишь из зала и в голове прокручиваются услышанные мелодии (с одной стороны, они будто знакомы, с другой — совершенно самостоятельны и сознательно активизируют нашу память) — это дорогого стоит. Собственно, это во многом и сообщает театральному опусу энергию, тонус, ритм, жизнь, наконец. Художественную подлинность. В спектакле Стрежнева и Ко — искренность высказывания, интеллигентное нежелание пафосности, приподнятости, официоза (военная тема в юбилейный год на это легко провоцирует). И настоящий драматизм.
Здесь есть поиск новых возможностей жанра, о котором принято говорить как о кризисном, если не умирающем. Спектакли музыкальной комедии мы отвыкли хвалить — хвалим по преимуществу серьезное, высокое искусство. «Храни меня, любимая» ломает многие стереотипы, в том числе и эти.
Июль 2005 г.
Комментарии (0)