Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫПУСК МАСТЕРСКОЙ А. ОРЛОВА

В этом году в СПГАТИ защитили дипломные работы художники-постановщики Мастерской Александра Орлова. Курс маленький, 6 человек, и все барышни, и все производят впечатление сложившихся и оригинально мыслящих сценографов. Хочу поделиться впечатлениями от двух работ, хотя, наверное, правильнее было бы представить всех выпускников, они, безусловно, достойны внимания.

Макет Яны Глушанок — несомненная творческая удача. Сам выбор пьесы, подсказанный А. Орловым, неординарен — это пьеса С. Анского «Гадибук» (или «Дибук»), имеющая очень короткую сценическую историю в России: спектакль, поставленный Е. Вахтанговым в 1922 году в еврейской студии «Габима», называли «трагическим шедевром». Яна серьезно отнеслась к начальному этапу работы — поиску иконографического материала и философскому осмыслению драматургии, и это дало свои результаты. В пластическом решении сочетаются бытовой и мистический планы. За основу конструкции, придуманной Яной, взято устройство дровяных сушильных складов. Три башни движутсся по направляющим на зрителя и в глубь сцены, торцы деревянных балок обращены к залу и, кроме того, подвижны: при необходимости поменять место действия балки частично выдвигаются вперед, образуя новые площадки для мизансценирования — лестницы, лежанки, скамейки и т. д. Фактура дерева порождает ассоциативный ряд, связанный с древностью и архаикой, а сами «башни» из дерева и их движение создают тему неотвратимости рока, неизбежности судьбы, столь существенную в этой пьесе. Масштабное, точное, живое, «дышащее» решение декораций поддерживается историческими, этническими мотивами в решении костюмов — они черно-белые, «не оставляющие выбора» для глаза, тоже подчеркивающие неизбежность трагического исхода. Цвет появляется в декорации в массовых сценах: свадьбы, суда — в виде яркой скатерти на столе, платков для танца — и привносит в «картинку» беспокойство, динамику. Вся работа в целом, кроме профессионального, внимательного отношения к материалу, демонстрирует развитое пространственное мышление и эмоциональный интерес художницы.

Работа Вики Богдановой сделана по пьесе Евгения Щварца «Тень», имеющей, в отличие от «Дибука», насыщенную сценическую историю, особенно в Петербурге. Это обстоятельство было изучено и учтено художницей, и мотивы прежних постановок ненавязчиво и тактично «процитированы», присутствуют в образном решении спектакля как некий культурный экскурс. Кроме того, поиск современного выразительного языка заставил художницу обратиться к наследию сюрреализма, и в частности к творчеству Магритта, метафоре как способу смещения физической и ментальной реальности. Основной темой пластического решения спектакля становится разрушение, раздробление целостного мира на осколки, отдельные архитектурные детали, из которых возникает новая реальность, — картины действительности и видения, явь и сон путаются в голове героя. Спектакль черно-белый, свет и тень то и дело меняются местами, использован также прием транспарантности декораций: стены павильона двухсторонние, по ходу действия они меняют свой цвет на противоположный. По замыслу художницы активно используется сценический свет, организуя атмосферу ирреальности происходящего. Драматургическая идея при таком решении приобретает более серьезный оттенок, социально-притчевый подтекст перетекает из сказочного плана в философский.

В экспозиции кроме макета представлены плакат, эскизы декораций спектакля по картинам, подробнейшим образом проработанные, эскизы костюмов и планшеты с зарисовками-почеркушками, по которым чрезвычайно интересно проследить процесс создания спектакля — придумывания и вырабатывания законченной идеи. Эскизы костюмов выполнены на серьезном профессиональном уровне, и в целом вся работа производит впечатление редкостного сочетания свежего взгляда и уверенного зрелого мастерства.

Знакомство с дипломниками, конечно, вновь заставляет задуматься о проблемах обучения в творческих вузах. Считаю, что серьезным недостатком профессионального образования на нашем художественно- постановочном факультете является отрыв от практики, от живого театрального процесса, начиная с общения с режиссером (!) и заканчивая реальными технологиями изготовления декораций и костюмов. В режиме учебы театральный художник ощущает свободу, которой у него не будет в театре, — это, конечно, расковывает фантазию, но иногда сильно затрудняет вхождение в профессиональную жизнь. Студент, привыкший в институте придумывать за режиссера концепцию спектакля, будет и в дальнейшем игнорировать диалог, стремиться к автономному творчеству внутри спектакля, не замечая серьезных издержек такого метода в театре. Уверена, что с талантливыми выпускницами Александра Орлова этого не случится и каждая обретет «свой театр» и свою счастливую творческую судьбу.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.