Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

В ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

«…ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ГР. МЕЙЕРХОЛЬДА В ДОМЕ УМАЛИШЁННЫХ»

Анатолий Васильевич.

Вы должны были убедиться за 5 лет работы, что я никогда не нападала на соседа и всё время предпочитала употреблять на укрепление своих позиций работой и на защиту от бесчисленных нападений.

Сейчас настал момент, когда я считаю гражданским и коммунистическим долгом выступить в роли обвинителя против гр. Мейерхольда. Предстоит сверхпомпезное чествование советским органом (Московским Советом) в течение 3-х дней, чего не было ни с одним из наших крупнейших юбиляров — народных артистов. Очевидно такая честь выпала на его долю как на «вождя театральной революции». На запрос юбилейной комиссии какое участие приму я в чествовании, я, конечно, ответила отказом. Единогласно высказались против участия весь Художественный Совет Большого театра, Художественный театр и его студии.

Ваша статья после постановки «Рогоносца», статья Красикова: «Шарлатанство или глупость?» и заметка «Рабочей Москвы» «А ведь король-то гол!» совершенно потонули в общем хоре похвал и восторгов, которые раздавались и раздаются по адресу юбиляра. Подобное распространение гипноза становится на мой взгляд жутким. Убедилась в этом окончательно на спектакле «Земля дыбом». Мне представляется гр. Мейерхольд психически ненормальным существом, проделывающим кошмарные опыты:

Попробовал возвестить театральный Октябрь… Странно, но гипноз захватил значительную часть граждан и главное коммунистов. «Нора» в театре «Зон» — сошла безнаказанно. «Рогоносец» — опять сошло и, наконец, «Земля дыбом» — поведёт к чествованию?! В этой постановке ничего нет даже того ценного, что было в «Рогоносец». Автомобиль, велосипеды, мотоциклы, форменное сражение с бесчисленными выстрелами, наполнившими дымом всё здание, живая курица, отправление естественных потребностей на сцене, «туалет» императора — всё это бездарно, грубо, нагло и является результатом той же болезни. Всего перечисленного по-моему совершенно достаточно для изоляции гр. Мейерхольда в доме умалишённых, но он не ограничился подобным издевательством и коснулся самого дорогого — пятилетней борьбы коммунистов.

С самого начала и до конца, как в кино на экране, прошли все наши лозунги, которые наша партия вполне оправдала. «Весь» его «труд» посвящён «первому красноармейцу Д. Троцкому». И вот что получилось: Армия — стадо баранов. Крестьяне — трусы, рабы. Вожди — чеховские нытики, сознающиеся в том, что они не знают, что делать, упускающие все моменты, пассивно ожидающие смерти, убегающие после восстания, ночью крадущие труп убитого товарища. Торжествующие победители — депутат а 1а Керенский и генерал с нагайкой. Комсомол — жалок и смешон. Это всё во Франции и не похоже на наше прошлое — говорят его агенты — тогда зачем же эти «герои» в обстановке и одежде чекистов слишком нам близкой (кожаные куртки, высокие сапоги, увешаны револьверами, биноклями, телефонные и телеграфные аппараты, как в любой резиденции командарма или Чрезвычайной комиссии). И если это не наше — причём же тут наши лозунги? Мозги у всех должны стать дыбом после этой постановки, но, если я нормальна, я утверждаю что впечатление одно: вот Ваши лозунги, а вот что Вы собой представляете на деле и поэтому «Земля дыбом» не агитационная пьеса, как нам внушают гипнотизёры, а ультроконтр-революционная.

Вы должны пойти посмотреть, убедиться и положить конец этому издевательству.

Малиновская.

Публикация Марины КОРНАКОВОЙ

__________________________

Письмо Е. К. Малиновской А. В. Луначарскому хранится в рукописном отделе ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, ф.154, № 984, л.96. При публикации сохранена орфография и пунктуация оригинала.

Малиновская Елена Константиновна (1875-1942) — после Февральской революции организовала и возглавила Художественно-просветительный Совет рабочих организаций (ХПСРО); с 1918 г. — в должности управляющего московскими государственными академическими театрами; с 1919 г. — член директории Большого театра; в 1920-1924 гг. и в 1930-1935 гг. — директор Большого театра.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.