Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА?

«Башмачкин». Агентство «Богис» (Москва)

Прошло чуть более года с тех пор, как Агентство «Богис» впервые представило на суд петербургской публике загадочный спектакль «N (Нижинский)».

Приятно отметить, что в новой работе авторы постановки удержались от написания ещё одной «оригинальной» пьесы, а попросту обратились к классике — знакомой с детства повести Н. В. Гоголя «Шинель». И всё же у «Богиса», похоже, складывается своя традиция (не могу назвать её доброй). Две показанные работы сближает отсутствие режиссуры.

Однако в «Башмачкине» это обстоятельство не так удручает, потому что на сей раз спектакль выручает не только актёр, но и художник. Недаром имена А. Феклистова и С. Якунина в программке отмечены первыми, а «сочинители спектакля» следуют лишь после них.

Про что в результате получился «Башмачкин»? Про одиночество. Конечно, эта тема возникает во многих современных постановках. Но в данном случае она становится основной. И даже единственной. А. Феклистов признался, что на этом материале пытался «понять одиночество как таковое, без жалости и презрения». Его Акакий Акакиевич предстаёт добрым, мягким, обаятельным, по-детски наивным человеком, которого как-то не хочется обижать привычным определением «маленький»…

Крохотный, почти кукольный картонный домик Башмачкина расположен где-то на обочине. Пространство сцены — холодное, тёмное, неживое — остаётся незаполненным и символизирует внешний, пугающий Акакия Акакиевича, окружающий мир. «Зачем вы меня обижаете?» — кричит герой, зажатый между двумя рядами ящиков-автоматов, то и дело выплёвывающих деловые бумаги. Ему и в департаменте не нравится. Комфортно он чувствует себя только в собственном жилище, где царят покой и гармония. Небогатая мебель, скудная кухонная утварь в спектакле одухотворены. Это единственные друзья Башмачкина (и у каждого свой характер, темперамент). С ними он изъясняется на языке звуков, негромких восклицаний. Заботится о них. Бережно поглаживает рукой сундучок. Ласково журит маленький самоварчик за чрезмерную ворчливость. Аккуратно расставляет перья на конторке. Не забывает послать несколько тёплых вздохов старой бумажной шинели.

Чтобы расположить в крохотной каморке всех этих необычных жильцов, хозяин её изрядно пофантазировал, просчитал и продумал каждую мелочь. Всё здесь складное, потайное. И каждому отведено особое место: очкам, кружке, самовару, носовому платку. Новую шинель Башмачкин заказывает именно потому, что хочет приобрести ещё одного друга. Вернее, подругу.

Огромная, белая, шикарная, она, покрыв на мгновение всю комнату героя, вдруг обнажает серость и картонность милого сердцу Башмачкина бытия. В неё, такую красивую, Акакий Акакиевич влюбляется страстно. Он забывает старых друзей, работу. Из-за шинели впервые решается покинуть свой домик… После исчезновения «возлюбленной» старая жизнь его уже не привлекает. Он навсегда остаётся один.

Прекрасная актёрская работа и интересные декорации спасают «Башмачкина». И всё же, если бы к этим достоинствам можно было бы прибавить и настоящую режиссёрскую разработку, спектакль бы только выиграл.

В финале постановки детский голос зачем-то твердит: "«Аз, буки, веди…» Уж не программа ли это Агентства «Богис»?

Возвращение к азам, к безрежиссёрскому театру?..

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.