Бенефис Екатерины Максимовой
Вряд ли могла предполагать маленькая Золушка, что сказка для неё вскоре превратится в реальность.
Так и маленькая Катя Максимова, придя в Московское хореографическое училище, не предполагала (хотя, как и все дети, очень хотела), что её творчество будет принадлежать не только нашей стране, но и всему миру.
Может быть, не случайно роль Золушки была выбрана для бенефиса балерины, (аналогичного московскому, который прошёл в день рождения Екатерины Максимовой — 1 февраля — на сцене Кремлёвского Дворца съездов в честь 35-летия её творческой деятельности).
И это был бал не просто Золушки, но Балерины. Её пришли поздравить прославленные мастера петербургской сцены Л. Макарова и О. Басилашвили, В. Стржельчик и А. Фрейндлих, О. Ченчикова и М. Вазиев, М. Боярский и Л. Луппиан и многие другие. Море цветов, море улыбок — сколько их было в жизни Максимовой-балерины?.. Они бессчётны.
Екатерине Максимовой повезло: в её творческой жизни были встречи с великими мастерами — Г. Улановой, К. Голейзовским, Ф. Дзефирелли, М. Бежаром… Она работала в «Московском классическом балете» Н. Касаткиной и В. Василёва, в театре «Сан Карло» (Неаполь), в «Марсельском балете», в «Английском национальном балете», в труппе «Балет XX века»…
За три с половиной десятилетия на сцене Максимова танцевала по-детски трогательную Машу («Щелкунчик»), нежно и преданно любящих Катерину («Каменный цветок») и Фригию («Спартак»), по-мальчишески озорную Шуру Азарову («Гусарская баллада»), лёгких и невесомых Сильфиду и Жизель, темпераментную Китри («Дон Кихот»), порхающую принцессу Флорину («Спящая красавица»), Аврору, Джульетту, Одетту, Одиллию… (Этот далеко не полный список ролей пополнили работы в кино: Элиза Дулитл («Галатея») и Петер («Старое танго»), Елена Князева («Фуэте») и Примадонна («Чаплиниана»), Анюта в одноимённом фильме-балете и испанская танцовщица в нашумевшей киноверсии оперы Дж. Верди «Травиата» Франко Дзефирелли).
Сейчас балерина занимается преподавательской деятельностью, воспитывая подрастающее поколение в Кремлёвском балете. Поэтому бенефис Максимовой явился ещё и танцклассом — её ученицы исполняли вариации из партий репертуара своей наставницы.
Первое отделение составил фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка» в постановке Владимира Васильева, главные партии в котором исполнили Е. Максимова и К. Матвеев. Магия имени балерины сыграла свою роль обладающий великолепными природными данными К. Матвеев выглядел несколько убого на фоне бенефициантки, выполняя по-ученически аккуратно вое поддержки и обводки, что, кстати, неплохо «вписывалось» в концепцию образа — принц поражён очарованием прекрасной незнакомки и боится на неё даже дышать.
Второе отделение представляло собой дивертисмент концертных номеров, в двух из которых зритель увидел бенефициантку: «Ангельский круг» на музыку знаменитого Адажиетто из Пятой симфонии Гюстава Малера в постановке Дж. Арпино и сцене из балета «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинского танго в постановке В. Васильева. Контрастность номеров лишь подчеркнула разнохарактерный дар балерины: мягкость и напевность округлых линий тела и обострённое чувство эмоциональной наполненности музыки хореографическим текстом в «Ангельском круге» Малера, с одной стороны, и зажигающая страсть и ритмическая чёткость поз во «Фрагменте одной биографии», с другой.
Выступление же учениц Максимовой свелось большей частью к механическому танцеванию вариаций. Что ж, не всегда ученики превосходят своих учителей, хотя в каждой из своих воспитанниц Максимова попыталась выделить характерные для них особенности: темпераментность цыганки в Маргарите Левиной (Китри), легкость и воздушность в Жанне Богородицкой (Жизель), силу обольщения в Светлане Романовой (Одиллия).
Остаётся лишь поблагодарить устроителя бенефиса — Благотворительный фонд имени Симонова и генерального спонсора — финскую фирму «Крудекс» — за предоставленную возможность увидеть Екатерину Максимову на Александринской сцене.
Комментарии (0)