Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 июля 2023

ИТОГИ СЕЗОНА 2022/2023

Много лет в конце сезона театральные СМИ подводили итоги словами «СОБЫТИЯ», «ПРОВАЛЫ» и пр.

Понятно, что сегодня не событие — все, не событие даже очень хороший спектакль. Поэтому, снизив градус эстетических оценок, мы попросили коллег-критиков буднично обозначить УДАЧИ и НЕУДАЧИ сезона. Так или иначе, театральный процесс идет, идет интенсивно, в отсутствие «высшей лиги» режиссеров меняются приоритеты, имена — и мы фиксируем это для истории. Конечно, театральная жизнь «с обрезанными верхушками деревьев» стала беднее, лес шумит слабее, нехватка режиссерских имен-красок, к которым мы привыкли, ощущается серьезно, и это — конечно, неестественный процесс. При этом никак не сказать, что становится ниже качество собственно хороших спектаклей. Наверное, мы смотрим их по-другому, через запотевшую пленку новостей, отвлекаясь на суд над Женей Беркович и Светой Петрийчук, гневясь доносам и их последствиям (взять хотя бы снятого «Сирано» в Александринке). Эмоции связаны с наездом Роскомнадзора на МДТ и уходом в отпуск Данилы Козловского, но при этом восприятие «Чайки» Додина не меркнет…

Мы не спрашивали коллег о проблемах (это было бы странно), мы не составляли черные списки тех, кто очевидно попал в дурную зависимость от предлагаемых обстоятельств (списки и порицания — не по нашей части, оставим это на потом). Мы задали один простой вопрос о впечатлениях: удачах и неудачах. На фоне событий, не принадлежащих узкой театральной истории…

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

УДАЧИ:

«Пепел» — режиссер Айдар Заббаров, Театр Камала.

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Палата № 6» — режиссер Анатолий Праудин, Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

«Муть. Мухаджиры» — режиссер Фарид Бикчантаев, Театр Камала.

«Магазин» — режиссер Артем Злобин, Небольшой драматический театр.

«Ольга. Запретный дневник» — режиссер Лариса Шуринова, Независимый проект актрисы Анны Геллер и режиссера Ларисы Шуриновой.

«Обыкновенная история» — режиссер Роман Кочержевский, Театр им. Ленсовета.

«Саша, привет!» — режиссер Анатолий Праудин, Нижегородский театр драмы.

НЕУДАЧИ:

Неудач много, но у меня интуиция: вижу афишу — и не иду…

УДАЧИ:

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Преступление и наказание» — режиссер Мотои Миура, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

«Лицом к стене» — режиссер Лиза Дороничева, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

«Нос» — режиссер Тимур Кулов, ТЮЗ им. А. А. Брянцева.

«Боркман» — режиссер Андрей Калинин, Новая сцена Александринского театра.

«Отелло» — режиссер Николай Рощин, Александринский театр.

«Про Федота-стрельца» — режиссер Федор Пшеничный, Театр им. Ленсовета.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — режиссер Галина Зальцман, Театр на Васильевском.

«Столетвмакондо», режиссер Андрей Тимошенко, Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.

НЕУДАЧИ:

Беспомощных спектаклей было порядочно — лучше забыть обо всех разом.

УДАЧИ:

«Моня Цацкес — знаменосец» Эфраима Севелы — режиссер Олег Липовецкий, Московский еврейский театр «Шалом».

Этот короткий, лаконичный, не обеспеченный никакими сильными постановочными эффектами спектакль выстрелил в начале прошедшего сезона куда сильнее многих больших и богатых «форм». Написанная Севелой история местечкового еврейского парня из Паневежиса — о том, как он попал вместе с другими завербованными советским командованием литовскими евреями в самое пекло Второй мировой войны. Более не приспособленного к военному делу человека, чем Моня, трудно было себе представить: и по его вере, и по воспитанию, и по менталитету. Но война не спрашивает никого, а дальше, подобно фольклорному недотепе, преуспевшему не благодаря, но вопреки, наш герой становится успешным воякой. Спектакль Олега Липовецкого очень человечен, очень прост в изложении, в нем бездна юмора. Но главный его посыл — ненависть к человеческой бойне, отстаивание права каждой, пусть даже не самой порой симпатичной личности на жизнь. И вообще нынешний сезон Московского еврейского театра «Шалом», первый с новым руководством, это луч света: работают азартно, искренне. Выходит, что так еще может быть!

«Генерал и его семья» Тимура Кибирова — режиссер Светлана Землякова, Театр им. Евг. Вахтангова.

Длинный спектакль, попытка одновременно и пересказать историю кибировского героя, и схватить особенности авторского письма, его воздух, его многочисленные аллюзии, отсылки, шутки-прибаутки. В спектакле есть и атмосфера эпохи позднего застоя, и легкая, летучая авторская ирония, и сильный мелодраматический компонент (а кому он мешал, если хорошо подан?). Существенная доля успеха — невероятный Максим Севриновский в роли генерала Бочажка, в котором железобетонные советские представления о жизни естественно уживаются с недюжинными человеческими качествами. Генерал смешон и одновременно вызывает искреннее сочувствие. Но не менее важно, что перед нами убедительная проекция не столь уж и далекого нашего прошлого, из которого по-прежнему растут самые разные «ноги» нашего настоящего. Это надо знать, видеть и чувствовать. Особенно тем, кто этого не застал. Весьма поучительная во всех отношениях история.

«Леопольдштадт» Тома Стоппарда — режиссер Алексей Бородин, РАМТ.

В тройке наиболее заметных спектаклей сезона у меня оказались два на еврейскую тему. Не стоит делать далеко идущих выводов, а то выйдет, как с приснопамятной «пропагандой ЛГБТ». Подлинное искусство вообще не занимается пропагандой. Сосредоточиваясь на сюжете жизни определенной и как правило наиболее уязвимой группы представителей человечества, оно говорит именно о человечестве. Впрочем, это и так известно всем, кроме тех, кто придумывает страшилки и пропаганду. Так вот, Алексей Бородин поставил сильный и очень искренний спектакль на весьма актуальную нынче тему. Взявшись за историю одной европейской еврейской семьи начала-середины ХХ века, он на самом деле создал историю о реальном положении мыслящих людей, не желающих признать своего в этом мире трагического меньшинства. Общественное чутье этого режиссера всегда было безошибочным, он своими спектаклями не раз предсказывал то, что случится в скором времени. Чутье не подвело и на этот раз, но «Леопольдштадт» уже не предвосхищает, а скорее констатирует ситуацию, в которой оказались сегодня думающие люди России. Вена (место действия пьесы) далеко, сейчас — особенно далеко, а Москва — вот она, и в самом ее центре зрители устраивают спектаклю стоячие овации.

УДАЧИ:

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

Она, как и додинские «Братья Карамазовы» несколько лет назад, по своим художественным достоинствам мощно выделяется на фоне окружающего петербургского театрального «сезонного» ландшафта.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — режиссер Галина Зальцман, Театр на Васильевском.

Сложносоставной и одновременно абсолютно ясный спектакль.

«Магазин» — режиссер Артем Злобин, Небольшой драматический театр.

Спектакль по мотивам одноименной пьесы Олжаса Жанайдарова. Зрелый профессионализм, бьющая через край режиссерская изобретательность, редкие для вчерашнего студента, отличают эту постановку.

Обо всех этих работах мне посчастливилось написать в «ПТЖ».

НЕУДАЧИ:

Плохих, средних, слабых спектаклей, как всегда, много. Но из увиденного особо удручающее впечатление произвели «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова(!) с хорошими, профессиональными артистами(!) опытного(!) режиссера Романа Смирнова в Театре на Васильевском. Удивительно беспомощная и невнятная постановка. Впрочем, и о ней, увы, довелось написать в блоге журнала.

УДАЧИ:

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

«Обыкновенная история» — режиссер Роман Кочержевский, Театр им. Ленсовета.

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — режиссер Галина Зальцман, Театр на Васильевском.

«Палата № 6» — режиссер Анатолий Праудин, Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».

«Наше сокровище» — режиссер Евгения Беркович, Пространство «Внутри».

«Леопольдштадт» — режиссер Алексей Бородин, РАМТ.

«Буря» — режиссер Юрий Квятковский, Москвариум.

НЕУДАЧИ:

Из расстройств — «Черная кошка, белый кот», режиссер Юрий Муравицкий, Театр на Таганке.

УДАЧИ:

«Гамлет. Машина. Цемент» — режиссер Степан Пектеев, Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана.

Героев Шекспира и производственного романа Федора Гладкова «Цемент» объединила тема вывихнутого века, перемалывающего человеческие судьбы. В этом двуязычном спектакле (марийско-русском) редкий актерский ансамбль и виртуозная работа с видео.

«Циники» — режиссер Антон Морозов, Театральная платформа «В Центре» Ельцин Центра.

История про холод (не только внешний) и выгорание, очень созвучная современному мироощущению.

«Зеркало шаманки» — режиссер Сойдаш Монгуш, Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. Виктора Кок-оола.

Трагические страницы тувинской истории первой половины XX века: потери, репрессии, разрыв духовных связей. Труппа настоящих синтетических актеров: поющих, танцующих, драматически убедительных. Для меня этот спектакль сравним и сопоставим с грандиозным «Кабаре» столичного Театра Наций.

«Тихий свет» Романа Козырчикова — режиссер Дмитрий Огородников, Камерный театр «Доминанта» (город Губаха Пермского края).

Пример того, как годы целенаправленных творческих усилий (прежде всего усилий создательницы и худрука «Доминанты» Любови Зайцевой) превращают студийный коллектив в полноценный театр-дом с профессиональной труппой. Гран-при фестиваля «Коляда-plays-2023».

«Муха-Цокотуха» — художник и режиссер Амир Ерманов, Вологодский театр кукол «Теремок».

Роскошная, избыточная, я бы сказал, барочная фантазия художника спектакля находится в полной гармонии с изобретательной режиссурой.

НЕУДАЧИ:

Неудачи? У меня счастливое свойство памяти — моментально забываю плохие спектакли. Но последнюю премьеру Челябинской академической драмы — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» — почему-то не могу забыть. Грущу и недоумеваю. Как можно назначать на Дон Жуана актера, который и с ролью Сганареля вряд ли бы справился? Почему из толпы актеров на сцене впечатление владеющего профессией производит только патриарх театра Борис Николаевич Петров (он играет отца Дон Жуана)? Как можно выпускать спектакль, смысл и тема которого невнятны, а провалы вкуса так очевидны? Неделей раньше в Заполярной драме Норильска я видел «Тартюфа» абсолютно той же команды: режиссер Николай Реутов, художник Анвар Гумаров, художник по свету Тарас Михалевский. Там была внятная, профессиональная, достойная работа с замечательным Сергеем Ребрием в роли Оргона. Почему же в Челябинске провал и бессмыслица? Наверное, дело не только в постановщиках. Челябинская драма, в очередной раз оставшаяся без главного режиссера, теряет критерии, не теряя при этом самодовольства.

УДАЧИ:

«Русские классики» — режиссер Дмитрий Крестьянкин, проект «Театральный дом» благотворительного фонда «Подари мне крылья».

«Конец света, любовь моя» — режиссер Борис Павлович, Театр Ненормативной Пластики.

«Потерянный солдат» — режиссер Руслан Кудашов, Большой театр кукол.

«Путешествие улитки» — режиссер Виктория Евтюхина, театр Lusores.

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Диалог / ӘҢГӘМӘ» — режиссер Роман Феодори, Театральная площадка MOÑ, Казань.

«Сирены Титана» — режиссер Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого.

НЕУДАЧИ:

Неудачи сезона? Меня не было в городе, когда шли неудачные спектакли.

УДАЧИ:

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

Малый драматический вновь стал театром, в котором хочется умереть, когда свершающаяся катастрофа достигнет своего апогея. Финальный всплеск додинской «чеховианы», «Чайка» — самый чистый и дорогой бриллиант в этой короне, трагическая история об утрате и исчезновении всего, что было когда-то живо и дорого, и лишь театр как последнее прибежище для персонажей — та великая иллюзия, которая переживет и смерть.

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

Петр Шерешевский мощно ушел в отрыв в этом сезоне, словно нащупав, наконец, тот язык, который цепляет совершенно разномастную публику. Сюжет романа Достоевского, переложенный на язык родных осин, Петербурга образца 2022 года, разворачивается накануне 24 февраля 2022 года. Ипполит здесь ходит с голубыми волосами и читает на разрыв аорты стихи Дельфинова, смотрит в камеру глазом, прозревая ужас неминуемой катастрофы, сидит в черном кубе с Рогожиным, разговаривая о любви и смерти, и, благодаря предельно личному, наполненному острыми переходами от трагической к лирической интонации, исполнению Ильей Делем (такие роли становятся легендарными) становится голосом поколения, возможно, последнего поколения, у которого была привилегия говорить вслух.

«Обыкновенная история» — режиссер Роман Кочержевский, Театр им. Ленсовета.

Роман Кочержевский (хочется три раза сплюнуть через плечо) становится большим режиссером. Невероятно сложносочиненный с точки зрения сопряжения смысловых, визуальных, музыкальных полей, спектакль этот, однако, еще и очень зрелое высказывание на тему жизни человеческого духа, мрачная рефлексия об уничтожении и отмирании ядра человеческой души. И — невероятный ансамбль Театра им. Ленсовета, кажется, поверивший в режиссера до последней буквы.

«Шварц. Человек. Тень» — режиссер Дмитрий Егоров, Казанский ТЮЗ.

Спектакль этот должен обязательно когда-нибудь быть сыгран в Петербурге — столько в нем ленинградского воздуха. Биография Евгения Шварца, написанная и поставленная как документальная сказка, в которой жизнь писателя погружена в его творчество на фоне большой истории, — одно из самых пронзительных и смелых современных высказываний о жизни большого художника, обреченного жить и творить в ситуации лютого страха, который заражает каждого, лжи и мучительного двоемирия. Дмитрию Егорову повезло найти актера на роль Шварца, без которого эту историю представить уже невозможно. Сергей Мосейко настолько погружен в своего героя, что в какой-то момент ты уже не различаешь персонажа и актера — перед тобой живой Евгений Шварц, и видение это еще долго будет жить где-то внутри тебя. Важный урок личного подвига не только для юных зрителей Казанского ТЮЗа.

«Друг мой» — Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

Независимый театр, который пока еще есть в Санкт-Петербурге, встреча с одним из самых, не побоюсь этого слова, талантливых драматургов нашего времени — Константином Стешиком, потрясающая актерская работа Олега Рязанцева, которому удивительно «идет» современная драматургия, — все это делает спектакль «Друг мой» важным для меня лично событием в этом сезоне.

УДАЧИ:

«Преступление и наказание» — режиссер Мотои Миура, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

«Обыкновенная история» — режиссер Роман Кочержевский, Театр им. Ленсовета.

«Палата № 6» — режиссер Анатолий Праудин, Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».

УДАЧИ:

Ничего не смотрела в Москве. Ездила только по России. Для меня важны сейчас только те спектакли, которые резонируют с сегодняшним временем.

«Ифигения в Авлиде» — режиссер Никита Кобелев, Шарыповский драматический театр (Красноярский край).

Умная и тактичная режиссура, хороший актерский ансамбль. Античная трагедия о жертвоприношении во имя государства кажется написанной сегодня.

«Дядя Ваня» — режиссер Анатолий Праудин, Серовский театр драмы им. А. П. Чехова (Свердловская область).

Войницкий и другие обитатели имения дошли здесь до последней черты, текст переосмыслен радикально. Остроумно и жестко.

«Власть тьмы» — режиссер Елизавета Бондарь, автор адаптации текста Екатерина Августеняк, Альметьевский татарский государственный драматический театр.

Лиза Бондарь показала сегодняшнюю власть тьмы. И это гораздо безысходнее, чем у Толстого.

«Нора» — режиссер Анджей Бубень, Национальный театр Карелии.

Спектакль идет на финском языке. Текст Ибсена оказался современным благодаря точной и умной режиссуре и прекрасному актерскому ансамблю.

«Котлован» — режиссер Антон Федоров, Новосибирский театр «Старый дом».

Спектакль скупыми и точными средствами воссоздает метафизику платоновского текста. Главное здесь — сам язык Платонова, который и выстраивает время-пространство вокруг себя.

НЕУДАЧИ:

«Привычное дело», режиссер Александр Пудин, Вологодский драматический театр.

При том, что в спектакле есть хорошие актерские работы, в режиссуре победил лайт-вариант. И это светлая пастораль никак не соответствует суровой правдивой прозе Василия Белова.

«Лес», режиссер Константин Яковлев (главный режиссер театра), Пермский ТЮЗ.

Беспомощная режиссура. Плохое владение современным театральным языком. Беспокоит будущее этого в прошлом хорошего и живого театра.

«Алые паруса» не совсем по Грину, режиссер Алексей Тишура, Новый Молодежный театр (Нижний Тагил).

Действие идет более трех часов, но не стоило режиссеру дописывать Грина, включив мотивы «Собора Парижской Богоматери». И нужно владеть большой формой.

Неудач в сезоне, конечно, больше, чем удач. Я отметила только те, которые мне показались принципиально важными.

УДАЧИ:

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Небо позднего августа» — режиссер Петр Шерешевский, Омский театр драмы.

«Палата № 6» — режиссер Анатолий Праудин, Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».

«Чайка» — режиссер Лев Додин, Малый драматический театр — Театр Европы.

«Ольга. Запретный дневник» — режиссер Лариса Шуринова, Независимый проект актрисы Анны Геллер и режиссера Ларисы Шуриновой.

«Преступление и наказание» — режиссер Мотои Миура, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

«Ленин из Ревды» — режиссер Дмитрий Крестьянкин, «Балтийский дом».

«Красный фонарь» — режиссер Дмитрий Крестьянкин, Музей театрального и музыкального искусства.

«Отрочество» — режиссер Иван Орлов, ТЮЗ им. А. А. Брянцева.

НЕУДАЧИ:

Неудачи? Не знаю, могу ли писать об этом, потому что не смогла досмотреть спектакль до конца, не было сил выносить тотальную бессмысленность зрелища… («Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти в ТЮЗе им. А. А. Брянцева).

УДАЧИ:

«Идиот» — режиссер Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта».

«Крысолов» — режиссер Джулиано Ди Капуа, Театро Ди Капуа.

Диптих «их тут нет» — режиссер Артем Томилов, Площадка «Скороход».

«Черная пурга» — режиссер Филипп Гуревич, Новокузнецкий драматический театр.

«Муть. Мухаджиры» — режиссер Фарид Бикчантаев, Театр Камала.

«Калечина-Малечина» — режиссер Сойжин Жамбалова, Няганский ТЮЗ.

НЕУДАЧИ:

Неудач много, и как-то выделять кого-то особенно не хочется.

УДАЧИ:

«Где ты был так долго, чувак?» — режиссер Антон Федоров, Пространство «Внутри».

Спектакли обновленного театр «Шалом»: «Моня Цацкес — знаменосец» — режиссер Олег Липовецкий; «Полная иллюминация» — режиссер Галина Зальцман; «Тахир и Зухра» — режиссер Мурат Абулкатинов.

«Саша, привет» — режиссер Марат Гацалов, Театр Наций.

«Леопольдштадт» — режиссер Алексей Бородин, РАМТ.

«Ромео и Джульетта» — режиссер Петр Шерешевский, МТЮЗ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ

УДАЧИ:

«Бал-маскарад» Верди в постановке Владиславса Наставшевса, Пермский театр оперы и балета.

Восхитительное сочетание эстетики комедии дель арте и изысканно-действенной театральности, безупречная работа всех солистов и глубокая, нетривиальная, нюансированная музыкальная трактовка незаезженной партитуры.

«Петр I» Фрэнка Уайлдхорна и Константина Рубинского в постановке Юрия Александрова, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.

Первая и, возможно, последняя коллаборация американского и русского авторов такого уровня привела к созданию выдающегося, многомерного, эмоционально непростого спектакля, связующего головокружительно страшный и великий период истории нашей страны с нашим же настоящим.

«Персефона» и «Симфония псалмов» Игоря Стравинского с дополнениями Теодора Курентзиса в постановке Анны Гусевой, Дягилевский фестиваль, Пермь.

Можно как угодно относиться к мистериальному пафосу Курентзиса, но важно, что в этом году фестиваль впервые осуществляет общедоступную трансляцию своей главной премьеры, расставаясь с пропагандируемыми прежде идеалами элитизма и избранности.

НЕУДАЧИ:

«Стиффелио» Джузеппе Верди в постановке Екатерины Одеговой в Новой опере.

Российская премьера редко исполняемой ранней оперы Верди не удалась: все скрытые в ней музыкальные и смысловые сокровища остались невидимы и неслышимы.

«Луиза Миллер» Верди в постановке Георгия Исаакяна, Большой театр.

На руинах исчерпавшего себя режиссерского метода создания параллельного нарратива разрыв между происходящим на сцене и звучащим в музыке дистанцирует зрителя от произведения, этому зрителю и без того мало знакомого.

«Летучий голландец» Рихарда Вагнера в постановке Константина Богомолова, Пермский театр оперы и балета.

Богомолов повторяется в приемах — а шутка не становится вдвое смешнее. Вероятно, это просто такой новый жанр — опера в гоблинском переводе, по аналогии с популярными в 2000-х фильмами в авторском хулиганском дубляже Дмитрия «Гоблина» Пучкова.

УДАЧИ:

«В темных образах» на музыку Вивальди, хореограф Максим Севагин, Пермский театр оперы и балета.

Первый удачный балет Севагина, в котором неожиданно сближаются формы музыкального барокко и живописной техники светотени (кьяроскуро). Через это рискованное сближение хореограф создает бессюжетный в литературном плане балет, в котором разыгрываются сцены, знакомые по картинам Караваджо и его последователей. И это работает по принципу голографии: образы могут возникнуть, а могут ускользнуть от зрительского взгляда. И хотя целостность спектакля обеспечена новаторской работой художницы Алены Пикаловой, первую скрипку играет изобретательная хореография Максима Севагина.

«Кармен» Бизе в постановке Лизы Мороз, Нижегородский театр оперы и балета.

Обычно спектакли о трудностях режиссерской профессии, где изнанка театральных подмостков или съемочной площадки выходит на первый план вместе с муками постановочного процесса, ставят уставшие мэтры театра и кино. Лиза Мороз впервые работала над большой оперой-хитом и решила продемонстрировать зрителям, что запертый в бункере театр в любом случае остается местом, где ставятся спектакли, и эти спектакли так или иначе будут зеркалить реальность. И только постановочных мук у режиссера по имени Кармен в разы меньше, чем у коллег-мужчин из кинохитов.

«Дочь фараона» Пуни, хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро, Мариинский театр.

Реконструкция первой авторской работы Мариуса Петипа, в которой видны многие композиционные приемы и принципы будущего великого мэтра хореографии, а также его неизменный феминизм, выражающийся в том, что он легко мог поставить вместо дуэта балерины и танцовщика продолжительный танец для двух балерин и делал его виртуозно. Отличный пример — танец дочери фараона Аспиччии и ее любимой невольницы Рамзеи в первом действии балета.

«Карлик» Александра фон Цемлинского, режиссер Денис Азаров, театр Новая Опера.

Одним из событий сезона «Карлика» (часть проекта «Иоланта. Карлик», в котором были соединены одноактные оперы Чайковского и фон Цемлинского) делает участие в премьере тенора Михаила Губского, исполнившего заглавную роль. Единственный живой человек в кукольном мире инфанты донны Клары, герой Губского на протяжении всего спектакля заставляет верить, что жестокий мир можно изменить к лучшему.

«Фиалка Монмартра» Имре Кальмана, режиссер Ирина Гаудасинская, Чувашский театр оперы и балета (Волга Опера).

Чебоксарская «Фиалка» — редкий образец гармоничной постановки классической оперетты, где не понадобился никакой перенос в пространстве и времени. При этом Гаудасинской и ее команде удалось воссоздать на сцене уникальную парижскую атмосферу. И не в последнюю очередь спектакль стоит смотреть ради исполнительницы заглавной роли — Алисы Шалгиновой.

НЕУДАЧИ:

Программа ТАНЦ NUVO («Моно» Константина Чистякова, хореограф Константин Кейхель; «Этот великолепный век» Эдуарда Козловского, хореограф Ирина Кононова; «Озеро» Василия Пешкова, хореограф Анна Щеклеина), Балет Москва, театр Новая Опера.

Премьера спектаклей трех хореографов разочаровала в целом. Главные взаимосвязанные проблемы, актуальные для всех трех работ — выбор музыки и продолжительность спектаклей: когда действие на сцене не движется к кульминации и развязке, обращено к бесконечности или основывается на постоянном повторении.

«Ворга» Константина Чистякова, хореограф Ксения Тернавская, МАМТ.

Продолжение той же проблемы с выбором музыки. Хореографической идеи (танцевальной лексики, композиционной простроенности) не хватает, чтобы заполнить душное пространство музыки. В итоге балет длится 40 минут, в нем почти ничего не происходит, а из-за тьмы на сцене невозможно отличить Бабу-Ягу от Девицы.

УДАЧИ:

Вечер одноактных балетов «ʺПавильон Армидыʺ / ʺВенгерские танцыʺ / ʺSextus Propertiusʺ», Урал Опера Балет, Екатеринбург.

Вечер, в котором Урал Балет попрощался с многолетним худруком труппы Славой Самодуровым и представил нового руководителя — Максима Петрова. Идеальный портрет театра: каким он был 12 «самодуровских» лет и каким может стать. В составе три разных и самодостаточных балета, сделанных «от и до»: хореографически, музыкально, визуально, артистически. Отдельно стоит отметить работу солистов Александра Меркушева и Елены Воробьевой. В «Павильоне Армиды» Петрова они раскрываются как артисты, способные выдержать сложную «испорченную» хореографию и при этом оставаться в образе. В «Sextus Propertius» Самодурова — как идеальные балетные «машины», виртуозные и дисциплинированные исполнители.

«Дочь фараона» Пуни, хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро, Мариинский театр.

Мариинский театр, который как минимум в последнюю декаду оставил балет на втором плане, выпустил грандиозную премьеру — и одну из самых скандальных. «Дочь фараона» должны были восстановить хореограф Алексей Ратманский и художник Роберт Пердзиола. До выпуска спектакль дошел с новым балетмейстером — Тони Канделоро, и спорами, сам ли он реконструировал масштабный текст. На выходе получился обаятельный, с явно отличающимся от работавших в России над старинными спектаклями Сергея Вихарева, Пьера Лакотта, Юрия Бурлаки и того же Ратманского методом спектакль — мечта об Императорском балете. Театр обеспечил постановку прекрасными составами: как минимум Олеся Новикова и Екатерина Кондаурова в партии Аспиччии — хороший повод приобщиться к балетным реконструкциям.

«Похмелье» Георгия Федотова, Пермский театр оперы и балета.

Камерная опера, мировую премьеру которой выпустила Пермская опера, и которая, несмотря на малое число показов, отражает важную тенденцию сезона. Поколение условных тридцатилетних пришло в театр несколько лет назад — а теперь добралось до более консервативной оперы. Спектакль об экзистенциальном состоянии потерянности, в котором основную партию исполняет хор (и поет при этом хорошо поставленными голосами строчки хитов поп-группы 1990-х «Руки вверх»), солист Тимофей Павленко выразительно хрипит и постанывает, а мультимедиа становится полноценным участником действия, прослеживает тяжелый путь героя по городу и внутрь себя, можно назвать манифестом поколения в академической музыке.

«Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока, Пермский театр оперы и балета.

Музыкальное и артистическое событие сезона. Федор Леднев как музыкальный руководитель постановки и Хетаг Тедеев как штатный дирижер превращают партитуру Бартока в почти физически ощущаемое пространство. Режиссер Евгения Сафонова, которая дебютирует в опере, достраивает этот звуковой замок при помощи изобретательной работы с проекцией. За человеческое наполнение отвечает дуэт солистов — бас Гарри Агаджанян и меццо-сопрано Наталия Ляскова, которые лишь интонациями и мимикой прочерчивают эволюцию своих героев.

Тенденция: собственное производство

Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva и переход на круглогодичную работу

«Context», который 10 лет работал как фестиваль с зарубежными гостями и небольшой собственной лабораторией новых имен, в нынешних условиях лишился возможности приглашать коллективы из-за границы — и команда серьезно перепридумала концепцию, начав создавать собственные спектакли силами выпускников Конкурса молодых хореографов и перейдя на круглогодичное «вещание». У Context пока не случилось одно «событие сезона». Но сама скорость, с которой фестиваль решился на изменения, и готовность решать насущные проблемы — срочно нужны местные хореографы — заслуживает строчки в итогах.

Проблематичные точки сезона — это:

Программа балетных премьер Большого театра.

В 2022/2023 балетная жизнь окончательно перекочевала в регионы. Пока Екатеринбург и Пермь выпускали оригинальные авторские постановки, Большой театр, который в последние сезоны обеспечивал приток качественного мейнстрима, по сути, не выпустил ни одной настоящей танцевальной премьеры. Лакоттовский «Марко Спада» — возобновление постановки 2013 года. Вечер «Шопениана / Гран па из ʺПахитыʺ», который открыл сезон балетных премьер компании, — сборник известных вещей. У него были шансы превратиться в высказывание. Части показывают, как по-разному видели старинный балет в начале XX и XXI века. Однако Большой в сторону концептуализации не пошел. Итог: просто спектакли с хорошими исполнителями — кажется, недостаточно амбициозно для одной из главных компаний страны.

УДАЧИ:

«Черевички» П. И. Чайковского, режиссер Борис Павлович, Урал Опера Балет (Екатеринбург).

Умный, красочный, сегодняшний и вневременной спектакль.

Две премьеры Екатеринбургского балета, две программы одноактных балетов: «Павильон Армиды» / «Венгерские танцы» / «Sextus Propertius» (хореографы Максим Петров, Антон Пимонов, Вячеслав Самодуров); «Терцет» / «Полдень» / «Песок» / «Танцеметрия» (хореографы Александр Меркушев, Максим Петров, Константин Хлебников, Игорь Булыцын).

Пока все хватаются за голову — мол, где взять хореографов, —Екатеринбургский театр представляет новых в промышленных количествах, меняет руководство цивилизованным способом и гарантирует, что жизнь театра будет надежна и после перемен.

«Дочь фараона» Пуни, хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро, Мариинский театр.

Спектакль с трудной судьбой (уже был почти поставлен, хореограф эвакуировался, нашли другого, поставили заново) получился торжественным и легким одновременно. Императорский российский балет в видении влюбленных в него иностранцев — настоящая удача.

Первый полный сезон Дома танца «Каннон данс» в статусе государственной компании.

Масса премьер, фестивали, гастроли, все новые и новые идеи.

«Бал-маскарад» Верди, режиссер Владиславс Наставшевс, дирижер Мигран Агаджанян, Пермский театр оперы и балета.

Режиссер обошелся без революционных решений, уступив место «делателя сенсаций» дирижеру. Ну, почти уступив — им вдвоем на пьедестале не тесно. Массивный и трагический «Бал-маскарад» стал практически комедией — и комедией чрезвычайно убедительной.

НЕУДАЧИ:

Провалы? Ничего катастрофического в сезоне не случилось. Но отсутствие балетных премьер в Большом театре (ни одной новой постановки! два возобновления) и тоскливая практика оперных премьер Мариинского театра (где главное, чтобы режиссер был как можно менее ярким и самостоятельным действующим лицом) печалят все больше и больше.

УДАЧИ:

«Щелкунчик» Юрия Посохова, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Получилась яркая, затейливая, добрая сказка, которую и детям смотреть интересно, и взрослым скучать не придется.

НЕУДАЧИ:

К неудачам сезона ближе всего подошел балет «Зазеркалье» Константина Семенова в МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Увы, остроумная сказка Льюиса Кэрролла превратилась в набор танцевальных номеров на заданную тему. Среди них есть довольно любопытные, но так нужного афише цельного детского спектакля не получилось.

УДАЧИ:

«Пиковая дама», режиссер Александр Петров, театр «Зазеркалье».

Очень красивый спектакль с элементом мистичности, благородно-драматичным звучанием оркестра, с интересными режиссерскими ходами (например, с кавалерами-привидениями Графини в ее спальне), с превосходными солистами — Дмитрием Калякой и Еленой Миляевой.

«Петр I», режиссер Юрий Александров, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.

Спектакль чрезвычайно динамичный, с эффектной сценографией и свето- пиротехническим оснащением, с отличными актерскими работами Ивана Ожогина и Анастасии Вишневской. Спектакль сделан в хороших традициях западного мюзикла, при этом совершенно русский, но без вульгарного квасного патриотизма.

«Казанова», режиссер Илья Архипов, Музыкальный театр им Ф. И. Шаляпина (Мюзик-Холл).

Как заявлено, мюзикл Алексея Франдетти поставлен по мотивам пьесы Марины Цветаевой. Композитор не указан, но партитура сделана очень качественно. Эффектное динамичное представление, при этом с тонкими нюансами настроения, с явными отсылками к символизму, пиететом к Цветаевой. Умелое использование видеоконтента в сочетании с мастерским светом создает иллюзию пространства, перспективы и мистической бесконечности. Великолепны солисты Роман Графов и Анастасия Вишневская — вокал, пластика, актерский темперамент. Очень красивы костюмы, композиция сцен, хореографические построения, передающие пряно-пьянящую атмосферу Венецианского карнавала.

НЕУДАЧИ:

Самый плохой спектакль — «Набукко» Верди в Мариинском театре. Беспомощная режиссура, глупые мизансцены, плохая выучка музыкального материала практически у всех, кроме Татьяны Сержан и частично у Абдразакова. Спектакль без формы и ни о чем. Просто стыд.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога