Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ОТКРЫТИЯ В МАНЕРЕ РАННЕГО ХХI ВЕКА

Бенефисы и премьеры… Эти нечастые в нашем балетном обиходе слова на удивление часто можно было встретить в весенней афише — с 24 марта по 3 апреля прошел V Международный фестиваль балета «Мариинский».

По традиции к фестивалю были приурочены первые балетные премьеры сезона — две постановки современных хореографов, Уильяма Форсайта и Дэвида Доусона. «Приблизительная соната» Форсайта — I часть сочинения «Два балета в манере позднего ХХ века».

…По сцене идет танцовщик, выполняющий мимические упражнения. «Я правильно вышел?» — вдруг обращается он в зал. «Да», — отвечает женский голос и начинает отдавать танцовщику команды: «Одна рука», «Две руки», «Замри», «Иди»… Танцовщик выполняет их, и во время этого диалога поднимается задник, открывая залитую голубым светом глубину сцены, но звучит музыка, начинается танец, и снова опускается обычный белый задник. После четырех дуэтов вновь появляется первый танцовщик с партнершей, и между ними завязывается диалог: пробы поддержек, исправления движений, обиды… — словом, рабочий момент. И в это время снова, как в начале, льется голубой свет — как символ подлинности, смысла, ведь из общения и закулисной работы и рождается «упоение точностью» и танцем.

«Reverence» Доусона — сочинение для шести танцовщиков, где графика тел подчеркивается минималистскими костюмами, а впечатление от красоты линий усиливается оригинальными сменами рисунков движения. Новые современные постановки для артистов — всегда возможность раскрыться. В нынешних премьерах этот шанс использовали мужчины. Принцы, зачастую «засушенные» пятыми позициями и заносками или вообще способные на сцене лишь на самолюбование, в сотворчестве с хореографом получили возможность проявить свое индивидуальное ощущение движения. В полной мере этот шанс использовал Александр Сергеев. Танец вчерашнего выпускника Академии русского балета им. Вагановой стал убедительным аргументом для тех, кто не слишком приветливо встретил новые постановки в театре: удивительная органика, когда танцует каждая клетка тела и каждый шаг наполнен чувством, осмысленное ощущение каждой секунды танца и протянутое до последнего музыкального мгновения каждое движение — такое исполнение сегодня большая редкость.

В этом году сохранилась традиционная схема — приглашение звезд в спектакли Мариинского театра. Откровением стала «Жизель» со Светланой Лунькиной из Большого театра. Ее героиня — воплощение неземной любви, о которой мечтают, ради которой живут. Хрупкая, утонченная, почти бестелесная, Жизель — Лунькина — символ силы духа на фоне излучающего земную жизненную энергию мариинского кордебалета. Кантилена движений, медитативное спокойствие и прочувствованная мудрость любви героини Лунькиной никого не оставили равнодушным, она вдохновила даже своего партнера Антона Корсакова, обычно не отличающегося особой эмоциональностью в танце. Хотя, казалось бы, чем можно удивить в знакомой, станцованной всеми «Жизели»?

То же и с «Дон Кихотом». Такой искренней и непосредственной Китри, какой ее представила Алина Кожокару из Лондонского королевского балета, давно не видела мариинская сцена. Покорили безупречно, с юмором и изобретательностью выстроенные дуэты с Йоханом Кобборгом (Базиль), уверенная техника и органичная свежая жизнь в рамках старого текста.

Изюминкой нынешнего «Мариинского» стали бенефисы ведущих балерин театра Дианы Вишневой, Дарьи Павленко и Ульяны Лопаткиной и бенефис кордебалета.

Фрагменты из знакомых балетов составили программу Ульяны Лопаткиной: акт из «Раймонды» Петипа, отрывок из «Легенды о любви» Григоровича и «Бриллианты» Баланчина. Появление Лопаткиной в спектакле всегда событие — здесь эффект был утроен. И если в «Раймонде» и «Легенде» не хватало контекста для цельности образа, то исполнение «Бриллиантов» оказалось поистине завораживающим. Диана Вишнева, помимо старых спектаклей, включила в программу и премьеру — «Les bras de mer» Петра Зуски. В этом эмоционально насыщенном дуэте с оригинальными манипуляциями столом и стулом Диана проявила и драматическую выразительность. Приятным сюрпризом стало включение в программу «Среднего дуэта» А. Ратманского — эта красивейшая постановка до обидного редко появляется в афише.

Дарья Павленко делала в бенефисе ставку на новое: «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля в постановке Кирилла Симонова — забавная безделушка в эпатажных, но не вполне оригинальных костюмах (еще на заре прошлого века у Брониславы Нижинской в «Голубом экспрессе» танцовщики выходили в подобных — a la купальных — комбинезонах, нисколько не улучшающих пропорции фигур) и форсайтовский «Steptext», который получился тяжеловесным и излишне напряженным. И только красота баланчинского «Вальса» радовала глаз.

Надежда получить максимум ярких впечатлений оставалась на заключительный фестивальный Гала-концерт. Его открыла «Приблизительно соната» Форсайта, блистательно исполнили дуэт из «В ночи» Роббинса Ульяна Лопаткина и Илья Кузнецов. Украшением концерта для не избалованной Бежаром питерской публики стало соло из его «Семи греческих танцев» в исполнении Лорана Илера. Порадовала своих поклонников участием в Гала экс-прима Мариинского, а ныне звезда Большого Светлана Захарова, правда, она показалась не по-звездному напряженной в па-де-де из «Дон Кихота». Заключительным аккордом прозвучал «Ballet Imperial» Баланчина с всегда долгожданным в Мариинском театре Игорем Зеленским и молодыми Викторией Терешкиной и Олесей Новиковой.

Новые имена, новые трактовки партий, новые спектакли — как свежий воздух, врывается фестиваль в театральную жизнь, и так хочется, чтобы хотя бы некоторые из этих открытий не забылись в рутине балетной повседневности.

В указателе спектаклей:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.