Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КАК МИМЫ ИОНЕСКО ИГРАЛИ

Э. Ионеско. «Жак, или Картошка с салом». Театр «Мимигранты».
Режиссер Татьяна Захарова

В России любят абсурд и любят театр, как воплощение жизненного абсурда. Поэтому пьесы Эжена Ионеско давно покорили приверженцев театральных подмостков. Мхатовские постановки «Стульев» и «Лысой певицы», «Макбет» Сатирикона, тюзовский «Бред вдвоем» произвели незабываемое впечатление на нашего зрителя нетрадиционностью драматического решения и свободой трактовки произведений Ионеско.

Не менее интригующим оказался премьерный спектакль театра «Мимигранты» — «Жак, или Картошка с салом» (по пьесе «Жак, или Подчинение»). Специфика клоун-мим театра обусловила подход к постановке: соединение драматургии и клоунады. Такой синтез как нельзя лучше подчеркивает абсурдность пьесы и акцентирует внимание на игровой стороне содержания. Режиссер Татьяна Захарова сумела блестяще уловить, а актеры, настоящие клоуны и мимы, воплотить не только парадоксальность произведения Э.Ионеско, но и лирическую сторону пьесы.

Спектакль завораживает непосредственной легкостью, свойственной клоунаде, и одновременно глубиной и трагизмом происходящего на сцене. Не часто зрительный зал содрогается от хохота в течение спектакля, а по его окончании прячет растроганность и эмоциональное потрясение в бурных аплодисментах, так, как это было на премьере постановки.

Все начинается с того, что Жак (Игорь Ламба), нетипичный ребенок типичной мещанской семьи, отказывается любить картошку с салом, то есть отрицает универсальный мировоззренческий принцип среднего класса. Таким образом, он обрекает себя на бесконечное одиночество белой вороны в черной стае. В мире, где каждый прячется за закрытой дверью обычаев и правил мещанского общества (в постановке у каждого актера есть персональная передвижная дверь), Жак остается без этого сомнительного убежища. Однако свобода, которой он жаждет, не приходит. Вместо этого ему объявляют войну его же родственники: экзальтированная мамаша (Людмила Плющ), отец — буйнопомешанный полицейский (Олег Пышняк), проныра сестра (Анастасия Федорова) и еле живой дед (Владимир Смирнов). Вокруг Жака ложь и пошлость добропорядочного семейства. Вместо родительской любви — истеричный эгоизм, вместо понимания — иррациональный страх, вместо жизни — ее симуляция. В отместку за семейное предательство Жака решают женить на самой уродливой дочери не менее добропорядочной семьи, Роберте (Елена Ващенко). И тут сюжет приобретает сказочный поворот. Лягушка Роберта оказывается царевной. То, что в мещанском понимании выглядит верхом уродства, в действительности предстает объективно прекрасным. Антимещанский пафос пьесы постепенно эволюционирует в романтическое безумство двух свободных людей в порабощенном мире. Роберта и Жак — это дети, способные воспринимать жизнь в ее естественных проявлениях: чудесных снах, звуках природы, счастливой игре. В мире детства нет ложных законов и запретов, здесь господствует полет фантазии, здесь исполняются любые желания. В сравнении с этим миром взрослые предстают куклами, ведомыми по сцене иллюзорным императивом социального.

Благодаря непосредственной игре Игоря Ламбы и Елены Ващенко абсурдная мечта Ионеско приобретает конкретные формы. Роберта и Жак на пылающем коне уносятся в сияющее пространство свободного мира. А на тюремных дверях в неестественных позах замирают распятые родители и родственники, не сумевшие разглядеть свет в свое крохотное оконце.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.