Фестиваль «Театр-МУ» в Димитровграде
Представьте себе город, построенный в лесу, среди сосновых рощ. То есть построены дома, проложены проспекты, а вокруг на каждом пятачке — сосны. Город Димитровград, бывший Мелекесс, — город ядерщиков. Именно там находится ядерный институт, отсюда уезжали в Чернобыль ядерные специалисты. Но кто знает этот город? Разве только население Поволжья. Стоит себе бывший Мелекесс (вслушайтесь только — Мелекесс) на полпути между Ульяновском и Тольятти.
Когда-то считалось, что в каждом городе должен быть театр. Купцы собирали деньги, выстраивали здания, собирали актеров, прогорали, но все равно находился еще какой-нибудь любитель изящных искусств и вновь принимался прививать высокое населению городка. Сейчас на город со стотысячным населением один профессиональный театр — Димитровградский театр драмы. Судьба театра в последние годы — это обычная, к сожалению, судьба театра в маленьком городе. Постоянная смена главных режиссеров, борьба за выживание, отсутствие интереса у властей. Пару лет назад в театр пришли директор Ирина Белова, главный режиссер Георгий Макаров и художник Олег Белов. И однажды решили они осуществить сумасшедшую идею: провести в городе театральный фестиваль.
Теперь позволю себе маленькое отступление. Фестивали бывают разные — тематические и нет, городские, всероссийские, национальные и региональные. Создаются они по поводу и без, КПД они также имеют различный. В декабре 2004 г. в Димитровграде в рамках программы «Культурная столица Поволжья» прошел первый в Димитровграде фестиваль, названный «Театр-МУ». Случай с фестивалем «Театр-МУ» — тот случай, когда возникшая идея может иметь далеко идущие последствия для города и для театра. Во-первых, стал очевиден возросший интерес горожан к театральным событиям. Представьте: в город приезжают коллективы — из Костромы, Москвы, Ульяновска, и, при разных художественных результатах, все они предлагают различный художественный язык, приемы, драматургию. Неудивительно, что каждый вечер спектакли собирали аншлаги. Важно, что сам театр смог предложить равноценный по качеству спектакль и выглядел на фестивале не только радушным хозяином, но и полноправным участником.
Фестиваль продлился неделю. Камерный, но весьма насыщенный. Первыми сыграли три спектакля костромичи — Камерный драматический театр под руководством Бориса Голодницкого. Несмотря на то, что репертуар был разнообразен — «Вы позабудете и Генриетту» Цветаевой, детская сказка «Звездный мальчик» и американская мелодрама, стиль всех этих постановок был единым — музыкально-танцевальное шоу. Много заводной музыки, пластических этюдов. Театр молодой, и большинство его артистов — недавние выпускники театральных институтов, отсюда, наверное, непроходящий оптимизм и желание двигаться и действовать. Энергия молодости — эмблема этого театра. Все остальное уже второстепенно.
На смену молодежи пришли «старики» — с их школой, традициями, жизненным и сценическим опытом. Московский спектакль ЦДРИ «Старомодная комедия» А.Арбузова в постановке Г.Печникова. Актеры этого спектакля И.Бирюлин, А.Пекерев, З.Багрянская по возрасту сходны со своими персонажами, и судьбы героев во многом совпадают с их судьбами — фронтовая молодость, память о которой свежа и по сей день. Именно этот момент — насыщение отношений и событий пьесы собственной, прожитой жизнью — и является главным в спектакле, трогает и пленяет зрителей.
Гвоздем фестивальной программы, безусловно, стал спектакль Ульяновского областного театра драмы «Тартюф» в постановке Юрия Копылова. Театр, который знаком всей театральной России, но практически не доступен столичным жителям. Есть в этом какая-то странность и несправедливость. Труппа, собранная художественным руководителем ульяновского театра, вполне может соперничать с такими знаменитыми российскими труппами как, к примеру, Омская драма. «Тартюф» мог бы послужить мастер-классом многим столичным коллективам — спектакль 1997 года поражает своей собранностью и тем, как он сохранил свою форму, притом что камерная сцена димитровградского театра не соответствует по размерам сцене Ульяновской драмы. «Тартюф» — классический, красивый, стройный спектакль, в котором режиссер «растворяется» в актерах, дав каждому четкий рисунок роли. Комедия в спектакле постепенно перерастает в драму, прежде всего, благодаря образу Тартюфа, который воплощает Б.Александров. Он не смешон в свом лицемерии и ханжестве, скорее — страшен и жесток, ему, сгорбленному, в черной сутане, нельзя не поверить — за сутаной скрывается не плохонький комедиант, преувеличенно разыгрывающий свою судьбу, нет — перед зрителями гениальный лицедей, и кажется, что этот Тартюф использует систему Станиславского для вживания в образ.
Главный режиссер димитровградского театра Георгий Макаров пошел на риск — он поставил абсурдистскую драму Сартра «За закрытыми дверями». Спектакль получился тяжелым по настроению, хотя ход был избран довольно своеобычный — через маску показать искусственность человеческих отношений, образов, жизни. Все персонажи — клоуны XX столетия. Гарсен (О.Козовников) — долговязый солдат, Инесс (Т.Меркулова) — вся в черном, с низким голосом и грубыми, мужскими манерами, Эстель — так и не выросшая принцесса, с кукольной пластикой. «Ад — это другие», — как-то написал Сартр. Здесь герои обречены на вечное сосуществование, на жизнь по заведомым правилам. И помимо обреченности на эту жизнь отчетливо проступает обреченность на себя, невозможность изменить что-то в себе. Кукольные, трагикомичные персонажи иногда останавливаются, снимают с глаз очки и начинают нормально, естественно двигаться, разговаривать. Но ненадолго…
Символом фестиваля стала бронзовая фигурка «Священной коровы», которую вручили каждому участнику. Фестиваль не призовой, здесь не распределялись места. Важно было встретиться, увидеть друг друга и обозначить город Димитровград на театральной карте России.
Комментарии (0)