«Красный сон Сальвадора Дали». Театр «Диклон».
Автор проекта Юрий Кретов
Премьерное сновидение театра «Диклон» — «Красный сон Сальвадора Дали», или «10 дней стриптиза, которые потрясли мир», является третьим по счету спектаклем в широкомасштабном хореографо-драматическом проекте Юрия Кретова. Сны (оранжевый, синий, красный, серебряный и пр.) и реальности (арифметическая, алгебраическая…) Дали впоследствии должны воплотиться в 21-й постановке, посвященной жизни и творчеству художника. Однако такая характеристика идеи Юрия Кретова не будет полной. Дали возникает в постановках «Диклона» не только как историческая личность, творец, но, в первую очередь, как проводник в мистическое пространство сна для каждого отдельного человека.
Идея постановки «Оранжевого сна», первого из грядущей эпопеи, возникла благодаря необычному сходству Максима Амельянчика (актера труппы и исполнителя главной роли «снов») и великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Этот факт как нельзя лучше подтвердил закон отражения, действующий в театре Кретова: реальность имеет свойство отражаться и преломляться, воплощаясь в непредсказуемые формы, которые свойственны пограничным состояниям сна, обморока, галлюцинации. Эти состояния способны сказать человеку о мире больше, чем любое позитивистское знание, и именно они являются основным предметом творчества театра «Диклон». Первые два сна Сальвадора Дали, оранжевый и синий, поставлены в технологии сновидения, для которой характерна непредсказуемость и иррациональность сюжетной линии, символическая насыщенность образов, многослойность хореографической постановки.
«Красный сон» продолжает развивать намеченную линию. Последний спектакль «Диклона» представлен в виде отчета о командировке в Россию. Красную Россию, Советскую Россию, колыбель революции и родину Владимира Ильича Ленина. Но не того Ленина, которого знает история учебников и монографий, а Ленина глазами Дали, живописную идею и ночной кошмар великого проказника. Это история о том, как творец попадает в сети собственной фантазии. Созданный художником образ вырывается из-под контроля своего создателя и начинает существовать отдельно от творческого замысла Кретова — Дали. По сути, он оказывается лишь стимулом для дальнейшего раскрытия символического ряда. Красный: революционная Россия, Испания, кровь на хирургическом халате, советский флаг на теле Гала, звук буддийского гонга, амбра, растворенная в лавандовом масле, красный призрак, страсть, страх, любовь и смерть. Особенно страсть и страх. Как и в любом сне, эти состояния оказываются ведущими в спектакле. Сексуальностью пропитан даже асексуальный образ Надежды Константиновны Крупской. Героиня Елены Молодяковой на сцене приобретает бесовскую соблазнительность и потусторонний смысл. Гала, Роза Цыганова, напротив, выдержанна и благородна. Однако за маской спокойствия скрывается коварное демоническое существо, способное таскать связанного Дали по сцене и вить из него веревки.
Пластика актеров завораживает своей недосказанностью, многозначностью и одновременной выверенностью движения. Неоднозначность сюжета подчеркивается метафорическими фигурами страха: красным призраком, его слугами, скелетом рыбы, тушкой курицы, которые появляются в самые неожиданные моменты и делают противоречивой любую сцену. Анализировать спектакль бесполезно, лучше сосредоточиться на ощущениях и воспринимать происходящее как сон. Чей сон? Юрий Кретов ответил бы одним из двух способов: «А черт его знает». Или: «Ваш собственный». Не зря анкета для зрителей театра «Диклон» начинается с фразы: «Вы смотрите ваши сны, а мы вам их показываем».
Комментарии (0)