Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АРТ

К ВОПРОСУ О ТАЛИСМАНАХ

САМЫМ РАЗНЫМ СЦЕНОГРАФАМ МЫ ЗАДАЛИ ВОПРОС: «У МНОГИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ ЕСТЬ ДЕТАЛИ-ТАЛИСМАНЫ, КОЧУЮЩИЕ ИЗ СПЕКТАКЛЯ В СПЕКТАКЛЬ. НАПРИМЕР, У КОЧЕРГИНА ВСЕГДА ЕСТЬ „ДРЕВО ЖИЗНИ“. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ТАКАЯ ПОСТОЯННАЯ ДЕТАЛЬ-ТАЛИСМАН?»

НИКОЛАЙ СИМОНОВ

Луна. Я не думал, что это «талисман») Это, скорее, на подсознательном уровне происходит)

ЭМИЛЬ КАПЕЛЮШ

Линия как мачта, дуга как часть корабельного шпангоута, зеркало. Очень часто, но не всегда.

АЛЕКСАНДР МОХОВ

У Маши Лукка долгое время была лошадка, в разных вариантах, в основном детская качалка… Для меня талисманом является рукотворная деталь, сделанная мной. Но точно нету одного смыслового талисмана-символа. Одно время хотел делать в каждый спектакль по лагерной вышке, дошел до цифры 3! Но это уже другая история…

ФЕМИСТОКЛ АТМАДЗАС

Поначалу у меня был, так сказать, «талисманом» театральный чугунный груз, вписанный в том или ином виде в пространство, но позже я перестал этим заниматься, т. к. груз и так есть в каждом закулисном пространстве. Остались лишь идея пространства и качество исполнения.

СЕМЕН ПАСТУХ

Как-то Боря Каминский и Аня Викторова сделали мне для макета к «Семену Котко» кучу куколок, и так хорошо сделали, что я стал пихать их куда ни попадя. В «Котко» они не попали — не понадобились, но тема кукол продолжается. Правда, они становятся все больше и страшнее, но все-таки куклы. Может, мне кукольником надо было быть, а не сценографом?

АЛЕКСАНДР ШИШКИН

Да, решение пространства — это мой талисман.

МАРИЯ ТРЕГУБОВА

Это вопрос моих периодических дискуссий с друзьями-художниками. Да, у меня есть вещи, которые я использую часто. Например, это медведь. В разных размерах, цветах и видах. Увеличенные, не масштабные предметы. Или наклонный планшет сцены. Иногда он наклонен предельно, так, что по нему почти невозможно ходить, как в спектакле «Пьяные». Еще я часто использую фактуру мятой бумаги. Часто делаю черно-белые или серые спектакли. В течение нескольких лет была только кипенно-белая сценография, причем абсолютно сознательно. Исследовала драматургию формы, архитектуры, очищенной от цвета и фактуры. В общем, и сейчас продолжаю этим заниматься. Или «сливаю» по цвету Декорации и Костюмы. Это, наверное, не про талисманы, а, скорее, про приемы. Интересный вопрос — что считать приемом, а что штампом? А что языком? Ведь театральный художник, так же как и живописец, имеет право на свой изобразительный язык, правда? Модильяни ведь никто не обвиняет за то, что на всех его портретах пустые глаза и длинные шеи. Потому, что в любом материале пробираешься к сути, к болевой точке все равно через себя. Иначе — имитация. А это пострашнее любых штампов и приемов. И даже талисманы не помогут)

ЮРИЙ ХАРИКОВ

Есть — саморез.

ОЛЕГ ГОЛОВКО

У меня, кажется, ничего не переходит, во всяком случае осознанно.

КОНСТАНТИН СОЛОВЬЕВ

Интересный вопрос. И теперь я понял, что осознанного талисмана — нет, у меня теперь появился комплекс отсутствия талисмана…)) У Эдуарда Степановича «древо жизни», а у меня даже кустика нет.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.