Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

В ПОИСКАХ ДИАЛОГА…

ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЫХ ЛИТОВСКИХ КУКОЛЬНИКОВ

…МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ И ТЕАТРОМ

Нужны ли кукольнику профессиональное образование и диплом, подтверждающий его квалификацию? Казалось бы, это риторический вопрос. Конечно, нужны и диплом (для социального статуса, карьеры и хлеба насущного), и сама учеба (чтобы не блуждать по профессиональным тропкам и не изобретать велосипед). Но пример литовских кукольных театров показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Вот, например, Дарюс Арманавичюс (частный театр в Каунасе «Nykstukas» («Гном»)) заочно получил специальность режиссера на кафедре театра кукол Ярославского государственного театрального института (ЯГТИ) только в 2005 г. (курс Станислава Железкина). Антанас Маркуцкис создал «Панявежский театр кукол на колесах» (сейчас его дотирует Панявежская мэрия) несколько десятилетий назад, но специальное образование получил гораздо позже, в том же ЯГТИ. А где учились одни из самых интересных мастеров литовского кукольного театра — Римас Дрежис и Юрате Янушкявичюте? Р. Дрежис в Литовской консерватории (сейчас — Академия музыки и тетра Литвы) получил специальность режиссера телевидения, Ю. Янушкявичюте — окончила филологический факультет университета (литовский язык и литература) и училась режиссуре в Клайпедском филиале Литовской консерватории. Гинтарас Варнас (художественный руководитель Каунасского драматического театра, ставящий в том числе и оперы), Витаутас В. Ландсбергис (сын литовского политика, лидера партии консерваторов Витаутаса Ландсбергиса, кинорежиссер и писатель) — режиссеры, использующие элементы кукольного театра в драматических постановках, — тоже специального образования по части кукол не получали. И что же это доказывает? Видимо, прежде всего стоит говорить о призвании, таланте, наличии художественного мышления. А может, это и перст судьбы…

«Все мы пришли из ниоткуда…» — так в одном из интервью поэтично выразился Р. Дрежис, имея в виду поколение свое и своих старших коллег (Р. Дрежис в основном работает в Государственном кукольном театре «Жирафа в носках». Каунасский театр кукол. Фото из архива театра «Lele» («Кукла») в Вильнюсе). Да и бывший многолетний руководитель театра «Леле» Виталиюс Мазурас (его работы наверняка еще помнят российские поклонники кукольного театра) окончил факультет сценографии в Вильнюсском художественном институте. К сожалению, у недавно отметившего свой 70-летний юбилей художника сегодня нет постоянного места для творчества, теперь он занимается в основном сценографией для кукольных и драматических спектаклей для детей в разных театрах. А в 2004 г. он дебютировал как актер в своем частном театре «Parsiukas Ikaras» («Поросенок Икар») вместе с женой актрисой Нийоле Бижанайте (спектакль «Красная Шапочка»).

С другой стороны, практика показывает, что многим литовским кукольникам не хватает элементарных знаний по режиссуре и опыта. Но и учеба учебе — рознь… Меня, по крайней мере, очень разочаровали отдельные спектакли выпускников заочного отделения кафедры театра кукол ЯГТИ, которые я видел в начале 2005 г. в Панявежисе и Каунасе, — без особых профессиональных амбиций, без полета мысли и фантазии…

«Жирафа в носках». Каунасский театр кукол.
Фото из архива театра

«Жирафа в носках». Каунасский театр кукол. Фото из архива театра

Большинство актеров вильнюсского театра «Леле» и Каунасского государственного кукольного театра получили специальность актера драматического театра, и это естественно — в Литве ведь долгое время не было высшей театральной школы, готовившей кукольников. Только в 2004 г. в Клайпеде впервые дипломы актеров театра кукол получили ученики Ю. Янушкявичюте—Гинтаре Радвилавичюте, Виктория Рудите, Аушра Даукантайте, Каролина Юркштайте и др. Но понадобились ли они государственным театрам? Каунасский кукольный театр пригласил к себе Г. Радвилавичюте (она поставила там спектакль по пьесе Ю. Янушкявичюте «Жирафа в носках»). Позже этой кукольницей заинтересовался Государственный молодежный театр в Вильнюсе (здесь Г. Радвилавичюте поставила пьесу Ю. Янушкявичюте «Сказки Кролика»). И все… Так что как сложится судьба нового набора кукольников, поступивших в Клайпедский университет в 2004 г. к прекрасному мастеру Линасу Зубе, неизвестно. Не придется ли и им, как и многим выпускникам предыдущего курса, уехать: В. Рудите ищет себя в кукольном театре в Норвегии, К. Юркштайте — в Ирландии…

…МЕЖДУ МОЛОДЫМ КУКОЛЬНИКОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ

В последнее время вильнюсский театр «Леле» тесно сотрудничает с выпускниками Вильнюсской художественной академии. Я имею в виду сценографию в этом театре Неринги Кяршулите («Принцесса и Свинопас», «Белоснежка и семь гномов») и Юлии Скуратовой («Черная Курица», «Музыкальная шкатулка»). Если режиссеров традиционно больше волнует, что именно кукла может «делать» в творческих руках актеров, то художникам порой важнее, как кукла «выглядит». Визуальную культуру спектакля предопределяют и финансово-технические возможности театра (например, частные театры стремятся к тому, чтобы их декорации были мобильными, легкими, чтобы не было особых проблем при транспортировке, поэтому спектакли, за редким исключением, держатся в основном на актерах).

«Единственная». Клайпедский театр кукол.
Фото из архива театра

«Единственная». Клайпедский театр кукол. Фото из архива театра

«Падение небес-2». 
Кукольный театр В. Рудите «Forma».
Фото из архива театра

«Падение небес-2». Кукольный театр В. Рудите «Forma». Фото из архива театра

Ю. Скуратова, создавая «Музыкальную шкатулку» (сценарий Нийоле Индрюнайте по мотивам рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке»), решила попробовать себя и в режиссуре. На помощь пришел (не первый раз в подобной ситуации) Р. Дрежис. Этот удивительный человек всегда с радостью и удовольствием помогает начинающим актерам, режиссерам и даже критикам и журналистам. Возвращаясь к «Музыкальной шкатулке», необходимо сказать об удачном и так редко в последнее время встречающемся соавторстве, так как именно благодаря таланту актеров Ирмантаса Янкаитиса, Альмиры Грибаускайте, Дейвиса Сарапинаса этот спектакль полон импровизации и жизни.

В Каунасском кукольном театре работает молодой режиссер Андрюс Жюраускас (спектакли по пьесам Дайвы Чепаускайте «Когда падает звезда», «Красавица и Чудовище»; «Большое каунасское ревю»). Но пока он гораздо выразительнее как актер, оживляющий кукол и создающий характер персонажа (в спектаклях Ю. Янушкявичюте «Золотое яйцо», «Каникулы у дяди Тита», «Деревенские истории» и в спектакле Г. Радвилавичюте «Жирафа в носках»).

По мнению педагога Ю. Янушкявичюте, кукольник должен быть универсалом: и сценаристом, и режиссером, и актером, и художником, и специалистом по свету и звуку. По крайней мере, она хочет, чтобы ее ученики хоть частично не зависели от капризной фортуны в условиях рынка. Практика показывает, что кукольный театр становится все более мобильным: 1–3 актера, реквизит и аппаратура умещаются в автомобиле. Максимально сокращаются расходы на подготовку спектакля. Ведь финансовый оборот (расходы на стадии создания спектакля, гонорары всем задействованным в этом процессе, цены на билеты) значительно меньше, чем в драматическом театре.

Одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются молодые литовские кукольники, — нехватка площадок, сцен, где они могли бы экспериментировать, создавать и показывать некоммерческие проекты. Сотрудники Литовского национального центра UNIMA (президент — Андрюс Жюраускас) должны подумать о том, как создать механизм, который способствовал бы появлению подобных проектов.

Современным кукольникам в сегодняшних условиях утвердиться и заявить о себе сложно прежде всего из-за материальных проблем. Например, у очень интересно работающего кукольного театра в Клайпеде до сих пор нет своего помещения. Но разве кого-то это волнует? И кого именно это могло бы (или должно было бы) волновать и заботить?..

…МЕЖДУ КУКОЛЬНИКАМИ И ПУБЛИКОЙ

Театр кукол — это не обязательно детский театр, однако в Литве по многим причинам доминирует именно это его направление.

Среди работ современных молодых, ищущих кукольников выделяются спектакли Г. Радвилавичюте. Она и режиссер, и создатель кукол, и автор минималистской сценографии для своих постановок. Она много работает над сюжетом спектакля, ее интересуют взаимоотношения действующих лиц, она добивается творческого отношения актера к кукле. Я видел ее спектакли и спектакли ее педагога Ю. Янушкявичюте и понял, что Гинтаре словно «вырастает» из «дзенского» театра своего учителя — неагрессивного, минималистического и проникновенного. Дебют Г. Радвилавичюте — «Жирафа в носках» (2003) — удивил очень тонким подходом к теме предательства, анализом отношений личности и общества. Этот спектакль — не только для детей, он как бы с двойным дном. Кроме того, работая над другими постановками,

Г. Радвилавичюте использует самые различные выразительные средства. Так что наблюдать за становлением, развитием ее таланта очень любопытно. Для сравнения: камерные юмористические пальцевые постановки талантливого кукольника Д. Арманавичюса («Никштукас») грешат отсутствием свежих пластических идей; очень может быть, что избранный им стиль не позволит ему избежать жанровых и стилистических повторов…

«Черная Курица». Театр «Леле» (Вильнюс).
Фото из архива театра

«Черная Курица». Театр «Леле» (Вильнюс). Фото из архива театра

А. Жюраускасу, на мой взгляд, необходимо найти «своего» художника. Его сотрудничество со сценографом Сергеем Боцулло в дебютной постановке «Когда падает звезда» (2001) полностью оправдало себя. Их марионетки в созданном пространстве были органичны, стилистически выдержанны, хотя сценография павильона, на мой взгляд, и была излишне детализована. Но совместная работа с Ю. Скуратовой («Красавица и Чудовище») не была столь удачной. В музыкально-пародийном шоу «Большое каунасское ревю» (2004) изобразительный ряд — самое слабое место спектакля: куклы и маски делали разные мастера в разное время; да и весь спектакль — монтаж пародий без объединяющей руки художника…

Спектаклей для взрослых зрителей в последнее время было очень мало. В 2003—2004 гг. существовал кукольный театр В. Рудите «Forma» («Форма»). Студенты художественных специальностей из шауляйского университета, входившие в «независимое объединение единомышленников» показывали свои работы («Метаморфозы Сигуте», «Многодетный», «Падение небес-2») на фестивалях современного искусства в Шауляе, Клайпеде, Тарту (Эстония). В. Рудите действительно могла своими «представлениями летающих форм» обогатить скудный, по ее мнению, пейзаж литовского кукольного театра: иронично, находя новые смыслы, она интерпретировала литовские народные сказки, призывая на помощь видео и музыкальные компиляции… Но это — уже история, потому что создатель театра «Форма» уехала из Литвы…

В 2004 г. в Клайпеде кукольный театр выпустил спектакль «Единственная» (режиссер Г. Радвилавичюте) — сочетание кукол, масок и пластики, а в Каунасе увидел свет рампы спектакль «Большое каунасское ревю» (режиссер А. Жюраускас). Вот и все…

В кукольным театре в Клайпеде работают молодые люди, которых поддерживает старшее поколение из уже не существующего театра «KU-KU»; им не занимать энергии, задора и идей, но у них нет базы.

«Единственную» они показывают только на фестивалях. Энтузиазмом жив не будешь, так что как долго этот перспективный в творческом плане коллектив продержится, неизвестно…

«Большое каунасское ревю» можно отнести к редкому у нас жанру пародий, вернее, к его поиску: спектакль незаконченный, взыскательный зритель наверняка отметит отсутствие вкуса, да и галерея пародируемых отечественных и зарубежных поп-исполнителей довольно примитивна…

Здесь уместно было бы поговорить о том, как государственные кукольные театры вообще формируют свой репертуар, интересует ли их взрослая зрительская аудитория, что они хотят ей предложить. В последнее время попытки привлечь взрослого зрителя были у вильнюсского театра «Леле» («Собачье сердце» М. Булгакова, режиссер Й. Лингис; «Hanjo» Ю. Мисимы, режиссер Й. Норвайшайте), но в этих постановках мало от кукольного театра. И в репертуаре театра спектакли надолго не задержались. Правда, медитативно-музыкальный проект Р. Дрежиса «Сказка Королей» по картинам М.-К. Чюрлениса (2004) наверняка понравился бы и самой взыскательной публике, но для этого спектакля нужна очень грамотная рекламная кампания. Каунасский кукольный театр тоже сделал первый шаг в сторону взрослого зрителя, но пока лишь в направлении не очень разборчивых потребителей дешевого юмора…

Так что ниша вроде бы и не занята, но, чтобы ее заполнить, нужны огромные усилия самих кукольников и грамотные действия менеджеров. Что предложить современному зрителю, чем его заинтересовать — головоломка для всех театров, не только кукольных, и каждый из них решает ее индивидуально.

Перевод с литовского Галины Новопольской
Апрель 2005 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.