Петербургский театральный журнал
16+

ХРОНИКА

НОВОЕ ЛИЦО НОВОСИБИРСКОГО «ГЛОБУСА»

НОВОСИБИРСК:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МИНИФЕСТ»,
НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР «ГЛОБУС»

Вот уже в одиннадцатый раз молодежный академический театр «Глобус» проводит в конце сезона небольшой фестиваль — МИНИФЕСТ, как его называют в Новосибирске. В течение недели театр показывает премьеры сезона. МИНИФЕСТ — событие домашнее, на него хоть и приглашаются критики из Москвы и Вот уже в одиннадцатый раз молодежный академический театр «Глобус» проводит в конце сезона Петербурга, но основная его задача — внутренняя. Подвести итоги, суммировать достижения, поговорить о том, что получилось, а что нет. Дать возможность зрителям посмотреть пропущенные по каким-то причинам спектакли или прийти на полюбившийся, чтобы проститься с ним до осени. А спонсорам — сделать на торжественном закрытии сезона подарки театру и актерам.

В этом году в «Глобусе» было шесть премьер.

Две, адресованные детям, — спектакль студии пластики «Жар-Птица» и мюзикл «Волшебник Изумрудного города», поставленный польским режиссером Мареком Хассом, — может быть, не стали художественными событиями, но идут с большим зрительским успехом. Спектакли для взрослых, каждый поставленный в своей стилистике, может быть, впервые за последние годы в «Глобусе» вместе сложились в некое единое целое, рифмуясь темами и смыслами, элементами сценографии и музыкального оформления.

Питерец Владимир Туманов, уже работавший в «Глобусе» («Антигона» Ануя в его режиссуре три года с успехом идет на Малой сцене), ярко, изобретательно поставил комедию Гольдони «Бабьи сплетни», осовременив, но не ущемив автора и сделав по-настоящему стильно и смешно. Театр получил нестыдную кассовую постановку со вторыми, третьими смыслами для искушенных зрителей. Актеры — возможность предаться игровой стихии. Сценограф Стефания Граурогкайте вплела в постановку грустную, щемящую тему одиночества человека, людей на крошечном пятачке-помосте их вроде бы ярко освещенной жизни, погруженной на самом деле в подступающий со всех сторон мрак.

Московский режиссер Игорь Лысов в «Маркизе де Сад» Мисимы заставил актрис театра и зрителей прикоснуться к скрываемому, стыдному в себе, открыть сладострастную тягу к пороку, живущую в каждом, и преодолеть ее в стремлении к Богу. Пусть не каждая из исполнительниц этого экспериментального спектакля точно существует в предложенном стиле, пусть нет пока ансамбля, но есть единение в стремлении к нему, и по крайней мере две работы удались — Ирины Савицковой (маркиза де Сад) и Елены Ивакиной (баронесса де Сан-Фон).

Основным событием сезона, энергетическим и смысловым его центром, стягивающим к себе все остальные постановки, стала «Кроткая» главного режиссера театра Александра Галибина на Малой сцене. Интересно, что «Кроткая» более всего перекликается с памятным еще в Новосибирске спектаклем Клима «Вид в Гельдерланде» и с «Маркизой де Сад» Лысова. Не так быстро, как хотелось бы, но Галибину, кажется, удалось начать воплощение своей идеи, о которой он говорил мне в своем интервью год назад: собрать на Малой сцене «Глобуса» режиссеров — учеников Анатолия Васильева.

Последняя премьера сезона, которой завершился МИНИФЕСТ, «Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке Александра Галибина, создала ощущение полного праздника. И стало очевидно: что-то за этот год существенно изменилось в «Глобусе».

Новосибирский «Глобус» заслуженно прослыл «театром современного типа», успешно сочетающим западную модель с традициями репертуарного русского театра. Несколько лет «Глобусом» образцово-показательно руководила директор Мария Ревякина, знаток маркетинга и менеджмента, не устававшая учиться за границей, оттачивать систему управления, поиска спонсоров, привлечения зрителей и проч. Театр получал поддержку властей, предпринимателей, фондов, разворачивал просветительские программы, приглашал столичных режиссеров разных направлений, проводил грандиозные Рождественские фестивали, которые становились каждые два года главным культурным событием в жизни города. Но театр не один год страдал в отсутствие главного режиссера, который формировал бы художественную политику театра, занимался решением творческих проблем. Успешный, прекрасно организованный театр нуждался в творческом лидере.

К Александру Галибину, согласившемуся стать главным режиссером «Глобуса» два года назад, отнеслись с сочувствием. Ездить туда-сюда из Питера ли в Новосибирск, из Новосибирска ли в Питер — само по себе нелегко, а тем более взять на себя множественные обязанности главного, а тем более, не ломая сложившейся структуры, попытаться одушевить глобусовскую махину.

Первые три спектакля, поставленные Галибиным в «Глобусе» — «Плачевная повесть о Дон Кихоте Ламанчском» и «Царь Максимилиан» по пьесам Елены Греминой, «Игроки» Гоголя, — зрелищные, яркие, придуманные, но слишком рациональные, выражающие мысль прежде всего через сценографию и композицию. Судить о работе Александра Галибина по первому году в театре было рано.

Прошедший сезон начался без Марии Ревякиной, которая стала директором МХАТа им. Чехова. Ее заменила Татьяна Людмилина — прекрасный администратор, которая, вопреки опасениям скептиков, сумела сохранить функциональную структуру театра. А нынешний МИНИФЕСТ без деклараций и претензий показал, что театр серьезно изменился эстетически, актеры почувствовали себя не просто «контрактниками», но единой труппой, «Глобусом» пройден некий первый «галибинский» этап.

Александра ЛАВРОВА

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.