«Так называемые пифагорийцы» — философская школа, существовавшая целых десять веков, с V до н. э. по V в. н. э., считая «противоположности» основой мира, выделяла 10 начал, лежащих в основе мироустройства. Одна из десяти пар, наряду с «пределом — беспределом», «единым — множеством», «покоящимся — движущимся» — «правым — левым», «мужским — женским», «хорошим — дурным» и др. — «свет — тьма».
Свет — бесспорно, категория философская, с корневой системой, расположенной в самых недрах культуры. Не случайно один из главных богов олимпийского пантеона Аполлон — бог искусств и света.
Но это и категория театральная. Ее считали важной все реформаторы мирового театра. Адольф Аппиа и Георг Фукс, Вс. Мейерхольд и А. Таиров, М. Рейнгардт и Э. Пискатор, К. Станиславский и Е. Вахтангов так или иначе определились по отношению к сценическому свету.
Адольф Аппиа: Что же еще дает созерцаемому спектаклю грандиозное единство, позволяющее нам «жить и видеть», если не Свет? Без него мы могли бы уловить только Знаки вещей, но никогда не ощутили бы их Выразительности" «…Освещение — главное условие существования Выразительности на сцене, обладает как раз той самой гибкостью, которой Живопись…не может достичь». «Свет в постановке … то же, что и музыка в партитуре: экспрессивный элемент, противоположный знаку, и так же как и музыка, он не может выразить ничего другого, кроме «интимной сущности видимого».
Гордон Крэг: «Я пытался показать ему (Адольфу Аппиа — Л. Овэс), не говоря об этом впрямую, что уже нашел то, что он ищет, — подлинный и единственный материал Искусства Театра. Свет — и посредством света Движение. Магия музыки и человеческого тела воздвигла завесу перед его глазами, и он не видел сквозь нее ничего».
Георг Фукс: «Свет имеет силу растворять материальную сущность предметов, дематериализовать их, так что полотно, на которое брошен яркий свет, превращается в какой-то световой фантом неизвестной глубины»
Александр Таиров: «Роль света на сцене, несомненно, еще недостаточно нами оценена, и таящиеся в нем духи еще до сих пор не извлечены из герметически закупоренных электрических ламп».
Спускаясь с Олимпа на грешную театральную землю, порой кажущуюся бесплодной пустыней при сравнении с утопическими проектами прошлого, вспомним, что театральную ниву «в поте лица своего» возделывают не небожители — смертные. Некоторые из них уже подтвердили это звание. Ушли навсегда. Остались легенды о замечательном ленинградском мастере света Бойцове, воспоминания о тех, кто ближе — Р. В. Климовском, Б. В. Синячевском, Е. М. Кутикове.
У ленинградского, ныне петербургского театрального света — своя история, свои страсти, победы и поражения, свои лидеры и чернорабочие. Есть прошлое и настоящее, а в настоящем — разное видение и понимание одних и тех же проблем. В разговоре принимают участие художники по свету и сценографы, мастера разных поколений.
Любовь ОВЭС,
сентябрь 2002г.
Комментарии (0)